«Відбиток сонця, що сходить», японская гравюра XVIII–XIX вв. (коллекция Музея украинской живописи (г. Днепр))


Дата публикации: 4 октября 2017

Харьковский Художественный музей

г. Харьков, ул. Жён Мироносиц, 11 т/ф +38 057 706 33 94

Время работы: Пн, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс — 10:00 — 17:40 Вт — выходной

Начало: 14 августа 2017, 16:00
Конец: 05 ноября 2017, 17:40

Впервые в Харькове!

14 августа в 16.00 в рамках проекта «Музей – гость» в Харьковском художественном музее состоялось открытие выставки японских гравюр XVIII – XIX вв. из коллекции Музея японской гравюры (г. Днепр). В экспозиции представлены 100 уникальных графических произведений, которые повествуют о жизни самураев, японских куртизанок и актеров театра Кабуки. Это цветные ксилографии известных японских художников: Кунисада Утагава, Киёнага Тории, Утамаро Китагава, Куниёси Утагава, Киётика Кобаяси, Кунитика Тоёхара и др.

Японская цветная ксилография – уникальное явление в истории мирового искусства. На каждом этапе развития изобразительного искусства в Японии она имела собственный неповторимый облик. Однако лишь в период Эдо (1613-1868) произошло выделение гравюры в самостоятельный вид искусства.

Деревориты XVII в. создавались малоизвестными художниками и предназначались в основном для иллюстрирования развлекательных изданий и учебных пособников. Они были черно-белыми. Позже их начали подкрашивать киноварью, желтой и зеленой краской. Введение использования цветной печати традиционно относится к середине 1760-х годов.

Японская цветная гравюра на дереве (ксилография) – была результатом коллективного творчества. Художник рисовал черно-белую основу и обозначал цвета отдельных деталей, резчик непосредственно переносил изображение на дерево. Общее колористическое решение гравюры в значительной мере зависело от печатника. Для каждого цвета вырезалась отдельная доска. Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров обусловили своеобразие японской ксилография. Именно ей представилась возможность сыграть определенную роль в культуре Японии XVIII – начала ХХ в.

В многочисленных разносюжетных произведениях нашли свое воплощение события, которые происходили в жизни горожан, распространялись новые идеи и настроения, формировалась культурная традиция. В изобразительном искусстве наиболее характерной формой этого вида творчества стала гравюра укиё-э («искусство изменчивого мира»). Квинтэссенция понимания такого рода гравюры изложения в повести «Новые времена» (1661): «Мы живем лишь мгновение. И в это мгновение наслаждаемся красотой лунного света, снегом, цветением сакуры и оттенками осенних листьев клена. Мы радуемся дню, согретому теплом вина, бедность смотрит нам в лицо, но мы не позволим, чтобы грусть поборола нас. Мы плывем по течению жизни, словно тыква, которая была подхвачена потоком. Это и носит название изменчивого мира».

Природа всегда играла важную роль в изображении радостей жизни. Однако, на протяжении XVII – XVIII вв. и особенно в XIХ в., атмосфера жизнеутверждающего бытия передавалась в первую очередь в портретах красавиц (бидзин-га) и актеров театра Кабуки (якуся-э). Цветная гравюра подарили их образам бессмертие.

Вторая половина XVIII в. считается временем, когда искусство ксилографии достигло наивысшей точки развития. В это время работали такие мастера как Китагава Утамаро, Утагава Кунимаса, Харусиге Судзуки и многие другие. Сейчас с творчеством этих художников можно познакомиться на выставке, которая дает яркое представление об уникальном японском искусстве, которое воспринимается в наши дни как символ культуры этой страны в целом.

Музей японской гравюры в г. Днепр был открыт в 2016 году, накануне проведения года Японии в Украине (2017). Его уникальная коллекция цветной гравюры формировалась в течение 10-ти лет. Ныне она насчитывает более 300 экспонатов 55-ти художников – самых известных мастеров этого вида искусства.

Так же на KharkovInform: