Венецианская биеннале


Дата публикации: 2 июня 2019

11 мая состоялось торжественное открытие 58-й Венецианской биеннале. Куратор международной художественной выставки британец Р. Ругофф обозначил ее тему — «Чтоб вам жить в интересные времена». Фраза, которую у нас произносят «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», до сих пор считалась китайским проклятием. Однако оказалось, что она имеет английское происхождение и вошла в употребление сравнительно недавно. Р. Ругофф полагает, что нынешнее распространение фальшивых новостей разъедает политический дискурс и доверие к нему. Поэтому стоит остановиться и заново очертить сферу наших задач и действий. На биеннале будет рассмотрен общий подход к искусству, его социальной функции, включающей как источник радости, так и критику. Художники помогут осмыслить эпоху неопределенности.

В день открытия традиционно вручали награды победителям. Из 91 претендента «Золотой лев» за лучшую экспозицию национального павильона достался Литве с перформативной оперой «Солнце и море (Марина)» (куратор Л. Пьетроюсти, композитор Л. Лапелите, драматург В. Грайните, режиссер и сценограф Р. Барзджюкайте). Международное жюри во главе со С. Розенталь отметили ее «экспериментальный дух и неожиданную трактовку»: в павильоне воссоздан пляж, где отдыхающие говорят-поют об экологических проблемах. Авторы показали, что современный кризис разворачивается плавно, как песня, а лень, которую и символизирует пляж, — главная угроза планеты.

Аналогичную награду как лучший художник получил афроамериканец А. Джафа с полнометражным видео-эссе «Белый альбом» о расовых проблемах. Наконец, обладателем «Золотого льва» за вклад в искусство стал американский скульптор Д. Дарем. «Серебряный лев», присуждаемый наиболее перспективному молодому автору, достался киприотке Х. Эпаминонде. Специального упоминания жюри удостоились павильон Бельгии (проект «Собачий мир», художники Й. де Грейтер, Х. Тис, куратор А.К. Шмитц), а также художницы Т. Марголлес из Мексики («Стена Сьюдад-Хуареса») и О. Нканга из Нигерии («Выравнивание вен»).

По мнению Р. Ругоффа, актуальным искусство делает не сам объект, а дискуссия вокруг него. Важно не то, что показывают, а то, как публика трансформирует свои впечатления в повседневную реальность. Вполне в русле заданной программы движется проект Национального павильона Украины «Падающая тень “Мрiї” на Джардини», предложенный кураторами «Открытой группы» (Ю. Билей, А. Варга, П. Ковач, С. Турина). Его идея такова: самолет АН-225 «Мрiя» с художниками на борту, пролетая в день открытия биеннале над выставочной площадкой, бросает на нее тень. Затем в течение работы выставки украинский павильон, помещенный в Арсенале, будет транслировать миф об этом событии.

Задолго до воплощения, на родине, проект получил самые разнообразные, порой диаметрально противоположные трактовки. В итоге, как известно, самолет так и не взлетел… Но площадка в Венеции работает, повествуя о случившемся, представляя его документацию. Кроме того, огромное количество украинских граждан поучаствовали в проекте своими заявками, тем самым войдя в список художников-участников павильона, и среди них свыше полусотни харьковчан.

Однако главной особенностью 58-й биеннале стало ее определенно женское лицо (Biennale donna), к тому же сплошь звездное: Францию представляет Л. Пруво, Великобританию — К. Уилкс, Австрию — Р. Бертльман и т.д. В основном проекте участвует украинская художница Ж. Кадырова с работами «Маркет» и «Секонд-хенд», показанными по задумке куратора, как и произведения других авторов, на двух отдельных площадках. Раздвоенность локаций главной выставки — еще одно новшество Венецианской биеннале, которая продлится до 24 ноября.

Викентий Пухарев

Так же на KharkovInform: