Валерий Залищук


Дата публикации: 30 июня 2018

Легкое касание кисти, глубокие образы, прозрачность, мягкость переходов цвета и таинство. Акварель — одна из самых поэтичных и трудных техник. Только сочетание волнующего образа и отточенного профессионального мастерства дает подлинное произведение искусства. Чтобы глубже познакомиться с акварелью, мы взяли интервью у художника Валерия Залищука.

Об акварельной технике

В искусстве сложилось суждение, что мироощущение и миропонимание художника работают в тандеме, но первое всегда главенствует. Без впечатления, без эмоционального всплеска, увы, и над мотивом размышлять не придется. Если говорить об акварели как о живописной технике, она мне ближе по факту трепетности, тонкости и некой ранимости. Акварель достаточно капризная техника: малейший промах и… тут же обида. В работе с ней без доли прагматизма не обойтись: не продумывая на несколько шагов вперед, художник наверняка не справится с задачей. В то же время в процессе письма наступает такое состояние, когда уже не художник ведет работу, а работа ведет его, подсказывая цветовые аккорды, соединяющиеся в живописную гармонию. Это момент чуда и откровения, когда одновременно становишься и свидетелем и участником рождения живописного образа в картинной плоскости. В этом и есть двойная радость.

О звучании акварельной живописи

Акварель, в силу своей запредельности, остается диалогом со своей душой. На плоскость ты выносишь внутреннее состояние, которое обычно никому не показываешь. Этот диалог можно сравнить с общением на самые сокровенные темы. Он звучит шепотом. Хотя акварель — она разная по темпераментности: может быть спокойной, нежной, сдержанной, а может быть аккордной, мощной в цветотональных соотношениях, давать ощущение внутреннего напряжения, торжества. Одна работа наполняется лиричностью, а другая звучит музыкой во всеуслышание. Поэтому и по сей день акварель остается целым миром, в который каждый раз возвращаешься и погружаешься с особым упоением.

О своих работах

В своем творчестве для себя я бы выделил портретный жанр как приоритетный. Но для художника ограничиться на одном жанре подобно меню в ресторане, в котором обозначено всего лишь одно блюдо на все торжества. Паузы между написанием портретов заполняются другими мотивами, тоже не менее интересными, например натюрмортами. Они могут возникнуть в любом пространстве в любое время года. Даже оставленные чашки после беседы — это уже отражение ушедшего события. И хотя натюрморт в моих работах встречается чаще, я никогда не знаю, что взволнует меня завтра.

О важности внутреннего настроя

Когда художник приступает к работе, смешно думать, что он возьмет и завершит картину именно сегодня. День на день не похож по эмоциональному заряду. Можно прийти в мастерскую и просто просидеть, глядя на работу, и не понять, как к ней прикоснуться, потому что она не пускает тебя. Ты можешь просто быть не готов. В живописи, как в музыке, существует репетиция и концерт. Ежедневно в мини-этюдах художник пытается поддержать свое мастерство, проверить свое чувство, краткосрочно запечатлеть какой-то сюжет, выражение чувств. А концерт можно соотнести с полноценной сублимацией всех переживаний. Только художник не знает, когда будет репетиция, а когда концерт. Иногда маленький этюд оказывается более емким вместилищем твоих переживаний, чем работа, где ты старался, выкладывался, настраивался.

О воспитании себя

Акварель обязывает художника к воспитанию самого себя, своего видения. Во все времена она остается первоосновой для дисциплины технической и дисциплины сознания. Акварель — самая сложная техника, поэтому к ней реже обращаются художники. В своей непредсказуемости ей равных нет. Ты просто становишься заложником желания удивления, которое возникает в предвкушении написания новой работы.

О новом этапе

Сейчас акварель начала возрождаться в мировом масштабе. Общество начинает понимать ценность этой техники, многие страны проводят международные выставки акварельной живописи. Я верю, что акварель вернет позиции техники, которая будет не менее актуальна в обществе в сравнении с другими живописными техниками…

Текст: Кристина Пашкова

Контактные номера Валерия Залищука: 095-433-68-29, 067-96-25-860

Так же на KharkovInform: