ТОП-НОН-СТОП современного искусства


Дата публикации: 7 января 2020

Почти все известные экспозиционные площадки Харькова — от Муниципальной галереи, ЦСИ «ЕрмиловЦентр», галереи им. Г. Семирадского, выставочных залов ХО НСХУ, галереи «Искусство Слобожанщины» до галерей «АС», «Моя галерея», выставочного центра ХГАДИ и галереи «Маэстро» — включились в негласное соревнование за первенство в области успешности визуальной репрезентации современного искусства.
Знаковым и наиболее креативным событием стало проведение у нас в городе осенью второй биеннале современного искусства. Кураторская команда, ХМГ, «ЕрмиловЦентр» и все сопричастные участники способствовали радикализации сознания современного харьковчанина и развитию новых способов креативного визуального реагирования на современный мир. В объеме биеннале было представлено более 50 проектов, среди которых и выставка П. Макова. При продуманной и целостной кураторской концепции были показаны работы художников, удачно совмещающих новейшие медиа и текстоцентричную модель социально и политически ориентированного современного арта. Проект не стал, на мой предвзятый взгляд, грандиозным открытием современности, но вывел Харьков на уровень новейших и актуальных площадок современного искусства.
Еще одним откровением года стало проникновенное и вполне ожидаемое сближение творческих визуальных практик Львова и Харькова в рамках выставочной деятельности «Дома Художника» в Харькове и Львовского Дворца искусств. Две выставки, показанные во Львове и Харькове, расширили горизонты визуальной пластики и убедили всех, что точек соприкосновения у нас в области живописи, графики и отчасти скульптуры и декоративного искусства гораздо больше, чем ожидалось.
К сему стоит добавить успешные выставки ко дню художника, «Рождественскую» и, конечно, две масштабные выставки графики — «Графика в Харькове–2019» и «Рождественская выставка графики» в галерее «Маэстро». И там, и тут «рисовальное искусство» показывает свое первенство на интеллектуальном и творческом поле изобразительности, особенно если учесть, что в числе авторов — признанные мастера: Э. Яшин, В. Христенко, В. Старченко, А. Алиев, Н. Войценя, О. Омельченко и др. Знаковым событием для города стали две выставки в Муниципальной галерее — скульптуры В. Кочмара и графики и живописи Э. Яшина. Обе, как кажется, перешагнули предел возможности экспозиционных площадей и с убедительностью продемонстрировали, что и графика, и скульптура не имеют своих пределов ни в материале, ни в визуальном ряде, ни в нестандартности экспликации собственных мыслей художника.
Нельзя упустить из виду и поэтичный проект Е. Котляра (галерея ХГАДИ) «Автопортрет с яблоком». Поэтичный, шагающий, словно поверх истории искусств, где этот мотив развит с Х по ХХ вв., замысел организаторов выявил, что авторепрезентация художника с учетом жестких условий рамочного изобразительного мотива («яблоко» в мировом искусстве) не ограничена исключительно принципами академизма, а способна перешагнуть границы традиционного искусства и войти в сферу чистой визуалистики. Порадовали также украинские (прежде всего — харьковские) реставраторы, которые осенью с.г. под водительством В. Шулики и секции реставрации ХО НСХУ обнажили не только современные успехи атрибуционного и технического реставраторства, но и собственные творческие живописные находки.
Экспозиционным и творческим откровением стала выставка Е. Светличного в «ЕрмиловЦентре» — «Бабаи: живописная мифология», — известного гуру харьковского экспериментального искусства и мастера вдумчивого и оправданного технически и стилистически абстракционизма. Здесь гений места был окружен уверенно прочитанной его мифологией и той живописной пластикой, что не дала абстракции выйти за границы спрятанного миметизма и подлинного чувства ландшафта. Масштаб и объем сделанного — основание считать эту выставку одним из самых грандиозных проектов последних лет.
Целой сетью творческих проектов отметилась галерея «АС» — от выставки Ж. Соловьевой, Е. Лесничей до проектов А. Гладкого, А. Есюнина, О. Винчанина. «Галерея на Дворянской» вернула харьковцам имя славного архитектора Е. Васильева, показав в полном объеме и со всей научной обстоятельностью характер архитектуры этого мастера и создав презентационный календарь-каталог его работ. «Винегрет» А. Ридного, как всегда, был по-доброму ироничен и провокативен и необычайно многослоен с точки зрения скульптурной семантики. Серия работ крупнейших представителей харьковской школы фотографии в галерее «СOME IN» — от А. Супруна до С. Солонского и других — фактически поставила точку в окончательном закреплении Харькова как города визуальных новаций в области фотографии и ее философии.
Ценной оказалась и практика экспонирования галерей «Искусство Слобожанщины» и «АРТ-ХПИ», совмещавших в своей практике выставочную деятельность и культуртрегерство — от профессиональных культурологических и искусствоведческих лекций до многолюдных дискуссионных площадок и проектов. Словом, год с точки зрения выставочной деятельности в Харькове оказался необычайно урожайным — посмотрим, что принесет нам 2020-й.
Олег Коваль

Так же на KharkovInform: