SOS-арт. Вагрич Бахчанян


Дата публикации: 1 июня 2020

 

 

 

Контаминации, сращения, подмены, подстановки слов и форм, лаконизм красочных сгустков, открытие новых графических и живописных техник, создание изобразительно-словесных гибридов, а главное: постоянное пребывание на острие пластического и словесного эксперимента — вот, на наш взгляд, основа художественной практики Вагрича Бахчаняна.
Муниципальная галерея до 09 июня
Весьма симптоматично, что художественная жизнь пробуждается от карантинного сидения выставкой Вагрича Бахчаняна, открывшейся в конце мая в стенах харьковской «муниципалки». Экспозиция «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» приурочена к дате проведения первой в СССР несанкционированной (дворовой) выставки, положившей начало нонконформистскому движению в советской стране.
Интерес к творчеству и личности легендарного Бахчаняна неслучаен. Он подогревается всей нашей теперешней жизнью, в которой так много подмен, каламбуров, сдвигов смыслов и представлений. Пластические иероглифы смысла, языковые и зрительные каламбуры, своеобычный подход к абстракции, наглядное сращение слова и визуального образа — вот что такое Вагрич Бахчанян. «Рентгений» нашего века, он играет концептами и давно уже сам концепт — знамя внутренней и внешней творческой и человеческой свободы!
Муниципальная галерея не в первый раз обращается к наследию «последнего футуриста» и «главного пересмешника Советского Союза», «одного из трех кумиров русской Америки, наряду с Иосифом Бродским и Сергеем Довлатовым». Посткарантинное открытие Бахчаняна вновь обращает внимание к давно позабытым вещам. Главным и новым здесь становится уже не «открытие» творческого наследия мастера и не возвращение его в культурную среду (это состоялось в 2016 году), а расстановка акцентов и перефокусировка взгляда на его творчество, которым поверяется и наш нынешний век. Во-первых, вновь обострилось внимание к языковым играм (спасибо онлайн-жизни) и их визуальным соответствиям. Во-вторых, вновь привлекло к себе своей серьезностью «смеховое искусство», и, в-третьих, бахчаняновский взгляд на человеческую жизнь пророчески показал ее суть и изнанку сквозь призму именно «харьковского» их восприятия. Но все-таки главное — ироничный, почти абсурдистский и по-своему логичный взгляд на нашу жизнь.
Галерея показывает лишь небольшую часть наследия «художника слова», но даже эта небольшая часть — коллотипии, коллажи — заставляет задуматься о феномене Бахчаняна как о феномене постоянно живого авангарда в колеблемой волнами действительности культурной и социальной традиции современного искусства. Показательно, что у самого Вагрича оно приобрело кричащее и так понятное нам сейчас название — SOS-арт.
Корни бахчаняновского творчества — в авангардной практике Бориса Косарева и Василия Ермилова, посещавших студию декоративно-прикладного искусства театрального художника Алексея Щеглова, где учился Вагрич. Заряд здорового «формализма», полученный в студии, «обэриутская» тяга к предельным сдвигам и поворотам смысла, заложенная в практике поставангарда, сохранились в творчестве Бахчаняна до конца его дней и сообщили энергию сдвигологии молодым художникам.
Харьковский период ознаменован не только первой уличной групповой выставкой «неофициальных» поэтов и художников (1965), но и первой в городе выставкой абстрактных композиций и коллажей художника (те же годы), давшей сильный толчок развитию абстракционизма в наших широтах. Вполне возможно, абстракции и полуфигуративные работы Бахчаняна (навеянные то ли Кандинским, то ли Поллоком, а скорее самонайденные художником) рождались из той же практики умственного коллажирования и концептуального переназывания классики истории искусства, которое характерно и для сегодняшних дней.
Вероятно, некоторыми сегодня его искусство воспринимается в терминах «архива» и рудиментарной памяти o «Другом» искусстве. Между тем это искусство актуально именно тем, что оно «Другое». Спасибо Бахчаняну — он приучил нас видеть параллельные пути развития искусства, значит, и жизни! Илья Кабаков, собрат Вагрича по концептуализму, когда-то писал: «И вот наш проклятый удел — пыль, грязь, мутные, темные разводы на натянутых подрамниках и ощущение экстаза, прозрения, пойманной священной птицы в болезненно натянутых нервах».
Сегодня эта птица вновь залетела к нам…
Олег Коваль

Так же на KharkovInform: