СЕРГЕЙ БРАТКОВ


Дата публикации: 3 мая 2018

«В МОИ ЗАДАЧИ ВХОДИТ ПОКАЗАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, И ВОЗМОЖНО, СПРОВОЦИРОВАТЬ ЗРИТЕЛЯ СДЕЛАТЬ ЭТОТ МИР ЛУЧШЕ»

На протяжении двух месяцев, с декабря по февраль, в киевском Национальном художественном музее проходила масштабная выставка «Город ХА», посвященная харьковскому авангардному искусству XX и XXI веков. Одним из ее кураторов (совместно с директором Харьковской муниципальной галереи Татьяной Тумасьян) был известный художник и фотограф Сергей Братков.

Харьковский авангард отличается от киевского, львовского, мюнхенского, нью-йоркского и т. д.? Чем?

Понятие авангард как большой стиль применимо исключительно к явлению русского авангарда первой четверти прошлого века. Среди его представителей были и наши выдающиеся соотечественники. Их творчество стало основой выставки «Город ХА», фокус которой был сконцентрирован на авангардной традиции конструирования изображения и текста в художественных произведениях: от Василия Ермилова и Бориса Косарева в 20-е, через Вагрича Бахчаняна и Бориса Михайлова в 60-е к молодым художникам сегодня. Харьков со времен СССР остается столицей инженерной мысли, и как следствие, искусство этого места несет отпечаток конструктивистского подхода в создании произведений, коллажного мышления авторов. Важной особенностью харьковского искусства является его социальная направленность, вытекающей из историческо го, политического и социального положения, как города «между». Наша волонтерская с Татьяной Тумасьян работа над этой выставкой, надеюсь, станет стимулом для дальнейшего изучения харьковского художественного наследия.

Об авангардном искусстве, особенно о контемпорари-арт, и до сих пор много спорят, кто-то говорит, что это всего лишь подделка. Какой для Вас самый верный критерий, чтобы отличить настоящее произведение искусства от суррогата?

Подлинным является то, которое резонирует с мировой историей искусства. Разумеется, что кроме подлинного искусства есть и мишура. Чтобы научиться отделять зерна от плевел, надо обладать тонкой чувственностью, знанием истории искусства. Для большинства наших людей встреча с новым вызывает болевой шок. Преодолеть его — задача каждого, ибо это препятствие к саморазвитию.

К какому направлению в искусстве Вас причисляют арт-критики, и к какому — Вы себя сами?

Как ни старомодно это звучит, считаю себя представителем «критического реализма». В мои задачи входит показать окружающий мир, и возможно, спровоцировать зрителя сделать этот мир лучше.

Что самое сложное в искусстве фотографии?

Видеть.

И последний вопрос — Вам как авангардисту — о традиционных ценностях. Что Вы цените больше всего?

Решимость идти до конца.

Андрей Краснящих

Так же на KharkovInform: