Моменты истины


Дата публикации: 1 Январь 2012
1

Выставку работ «»Моменты истины»", на первый взгляд, разных художников, работающих в разных направлениях, на самом деле объединяет многое — словесное смысловое «»однокоренное»" понятие «»графики — графии»", от оригинальной до компьютерной и фото, как можно выразиться, реальной, игровой, информативной. При этом каждый из авторов в той или иной мере владеет каждым из представленных направлений.

Портретные зарисовки Анны Осетровой, соединившие, с одной стороны, прелесть «беглого» наброска, когда «быстрый карандаш» передает лицо и в фас, и в профиль (перефразируя известные слова А.С. Пушкина), на самом деле выглядят как хороший экспромт, который готовится заранее.

И это действительно так – работе предшествует фото, известный прием еще с ХІХ века, использовавшийся великими портретистами И.Е. Репиным, И.Н. Крамским, в результате которого появляется глубокий и содержательный образ. Сейчас в это трудно поверить, но после появления фотографии в жизни общества ІІ пол. XIX в. даже звучали слова, что живописные и графические портреты обречены, раз можно иметь фото…

Изображены знакомые и близкие люди Ани, поэтому почти каждый рисунок сопровождается ее авторскими текстами, закомпонованными так, что воспринимаются как орнаментальная вязь (здесь дает о себе знать с «основная» профессия художницы – графический дизайн).

На подсознательном уровне Анна трактует своих героинь как в символизме, где чисто «внутренняя» модель, а изобразительный язык – телесный, но для ее маленьких женских объектов она дает разные интерпретации – поэтические, они вызывают разные аллюзии. Если в ХХ веке главным считалось быть самим собой, то сегодня важнее умение быть другим, к концу века человечество устало от унификации, потому сейчас хочется быть разными, отличаться не только друг от друга, но и от самих себя. Визуально в портретных набросках можно видеть отголоски нового романтического стиля – это мюзикл Бернстайна «Волосы», фильм «Виват, Мария!», этноромантизм 70-х, орнаментальные тенденции и славянизмы.

Быстрый карандаш Анны Осетровой по-разному взаимодействует с бумагой: легкие касания, энергичные, затемняющие плоскость, штрихование, орнаментально-волнистые линии. Именно их характер формирует восприятие образа, его эмоционально настрой, пожалуй, наиболее активно выраженный изображением маленького ребенка, реагирующего на некое «чудище зубастое», где его эмоции «зашкаливают» в виде заштрихованной клеточками ударной звуковой силы волны.

В компьютерной графике Альбины сочетается многое – гибридный характер постмодернисткой эстетики, визуальная игра в мире массового восприятия, яркая зрелищность, совмещение классических и модернистских канонов, дающее инновационный эффект, стилевой плюрализм, эклектизм, коллажность артефактов, вариативность интерпретаций – иронически-пародийных и в хорошем смысле компилятивных.

Соединение символической идеи и декоративных мотивов, мягкая текучая пластика и приверженность к «необычным образам» объясняются, отчасти, и образованием Альбины – она театральный художник, имеющий опыт работы сценографа. Поэтому, наверное, является органичным и лейтмотив ее работ, следующий хорошо известным словесным формулам – афоризмам: «жизнь – театр», «что наша жизнь – игра!»

Метаморфозы игры, маски и образы, графичность, конструктивизм и контрасты, способы композиционной организации присущи ее произведениям – это иллюстрации к энциклопедическим изданиям «Семь чудес света», «Энциклопедия тайн и загадок». Их авторская интерпретация – почти сюрреалистическая ностальгия по местам, где не была, так же поэтично воплощенная в строках песни С. Вакарчука «Скажи мені, чому не можу забути те, чого нема».

Современное искусство пытается стать альтернативным, художник ищет не наблюдателя, а зрителя – соавтора, умного, эрудированного, понимающего все с полуслова, что и подтверждает авторских подход в компьютерной графике Альбины Нестеровой.

В творчестве фотомастера Томаса Морзе (США), кстати, потомка легендарного автора «азбуки Морзе» (между прочим, художника по специальности), представлены различные сюжетно-тематические линии: здесь и музейные артефакты жизни первых переселенцев на «Дикий Запад», видовые, пейзажные работы, интерьерно-эстетские композиции, сцены из современной жизни.

Так же на KharkovInform: