Художник-ювелир Станислав Дрокин


Дата публикации: 1 июня 2020

 

Кольцо «Nest» — победитель 20-го международного конкурса 2020 Saul Bell Design Award Competition (США, Альбукерке), второе место в категории «Альтернативные металлы / материалы». Автор Станислав Дрокин, художник-ювелир, дизайнер, член Национального Союза художников Украины рассказывает о тонкостях ювелирного искусства, экспериментах с металлами, стилях, формирующих украинский арт.

Расскажите, пожалуйста, об идее принять участие в конкурсе Saul Bell Design Award?

В 2018 году представители симпозиума Санта-Фе, в Альбукерке, в рамках которого проходит конкурс, порекомендовали мне выступить с докладом о моем авторском методе литья по титану. Позже я подал заявку на участие в конкурсе. Победителя определяли по критериям художественной целостности произведения, оригинального дизайна, соответствие номинации, уровню исполнения, отсутствия плагиата, побед заявленного украшения в других конкурсах до крайнего срока подачи заявки.

Украшение создавали специально для конкурса?

Нет, произведение возникло в результате творческого эксперимента. На создание кольца ушло около двух месяцев. Это была полная творческая импровизация, без эскизов. С технической стороны, кольцо — сложная объемно-пространственная композиция, которую трудно прорисовать в эскизе. В процессе мне пришлось выпилить из титанового листа раскрой, потом согнуть его, как оригами, в объемную форму, далее я использовал авторский метод литья по титану.

Для направления Contemporary art свойственен посыл, который передает художник, у кольца он тоже есть?

Да, кроме украшательства, кольцо имеет и социальную функцию, которая выражается в следующем: «Мы не можем выбирать свою родину, но всегда стремимся исследовать мир, делиться своей культурой и искусством. Художники из некоторых стран не могут передвигаться свободно, в отличие от птиц, для которых не существует границ. Художники — послы, избранные судьбой, несущие свои творения и культуру своего народа в мир. Для искусства не должно быть границ!»

В таком случае ювелирное дело — профессия или все-таки искусство?

Для меня это не конкретная профессия, а творческая деятельность, с использованием широкого диапазона знаний и опыта в технических и художественных областях. Это мое предназначение, жизненный путь. Ювелирное дело совмещает дизайн, изобразительное искусство, граверное, эмальерное искусство, геммологию (наука о драгоценных камнях), материаловедение, химию, физику, компьютерную графику.

Сколько времени уходит на создание одного украшения?

На создание авторского украшения, может уходить от недели до нескольких месяцев. Все зависит от поиска образа, технической сложности конструкции, элементов формы, количества камней. Иногда я работаю с несколькими проектами параллельно, переходя от одного к другому.

Станислав, что нужно, чтобы стать ювелиром?

Желание и стремление. Если мы говорим о профессии, в Украине есть несколько учебных центров и Высших учебных заведений, где готовят специалистов-ювелиров: модельеров, монтировщиков, закрепщиков, литейщиков, огранщиков. Необходимо понять, чем конкретно в ювелирной области хочет заниматься начинающий. Но лучшее обучение — найти мастера и задавать вопросы, на которые ученик не может найти ответы самостоятельно.

А Ваш путь с чего начинался?

В пятнадцатилетнем возрасте, после восьмого класса, я начал работать на заводе учеником гравера, параллельно учась в вечерней школе. Гораздо позже закончил Харьковскую государственную академию дизайна и искусств, специальность «Дизайн», получив квалификацию дизайнера-графика, преподавателя, исследователя. Прошел курсовое обучение геммологии в Украине, Германии, Польше. Первые произведения создавал в классическом стиле, позже поддавался влияниям модных трендов, сейчас это творческое самовыражение.

Когда работаете, для Вас важна импровизация или подготовка, эскиз?

Я создаю эскизы, проектирую в 3D-графике, но больше всего люблю импровизацию в мягком материале — воске. Это напоминает мне джаз, но только ювелирный. Создание украшения является сложным процессом, где вначале рождается образ, затем он переходит в форму. Мне интересно экспериментировать с титаном, медью и бронзой, сочетая их с драгоценными металлами. Люблю использовать цветовые комбинации камней. В последнее время меня увлекает создание украшений в авторской технике двойного, гибридного литья и литья по титану.

Вы были организатором первой выставки «Волшебный мир камня» в 1995 году, Всеукраинского фестиваля дизайна «Ювелир Арт Пром» в 2004 году, формировали историю ювелирного искусства в Харькове. Какая ситуация сегодня?

Сейчас все меняется не в лучшую сторону. Раньше на «каменных» выставках были представлены авторские ювелирные украшения, художественные работы украинских мастеров. В последнее время появляется больше импортных украшений и бижутерии. Ниша арт-галерей, в которых представлено ювелирное искусство, в Украине почти отсутствует, надеюсь временно — направление перспективное.

Как можно охарактеризовать ювелирное искусство в Украине. Есть ли у нас собственные стили?

В настоящее время ювелирное искусство становится мультикультурным. Основные течения ювелирной отрасли Украины — минимализм, символизм, классика, подражание современным мировым трендам. В ювелирном искусстве — стиль бионика — вдохновение формами природы, конструктивизм, проявляется влияние трендов Contemporary art.

И напоследок, на Ваш взгляд, какие качества необходимо развивать современному мастеру?

Честность, порядочность, терпение, усидчивость, любовь к ювелирному делу.

Так же на KharkovInform: