Фигура. Натура. ВИТАЛИЙ КУЛИКОВ


Дата публикации: 2 ноября 2020

Так озаглавлен масштабный выставочный проект, стартовавший 23 октября виртуально на  платформе  v-art.digital,  очная  реализация которого приходится на ноябрьские дни. Представляют проект Харьковская  муниципальная  галерея, галерея VOVATANYA, И. Александрова, Ж. Соловьева, П. Маков, В. Кочмар, Е. Светличный, А. Борисов, Л. Стародубцева, А. Шило и многие другие, кто знал, любил и понимал творчество В. Н. Куликова. Две масштабные выставки ждут нас, надеюсь, в безкарантинные осенние дни — «Фигура» и «Натура», а еще открытие мемориальной доски художнику работы В. Кочмара, круглый стол, дискуссионные площадки, кураторские экскурсии по выставкам и онлайн-интервью. Некоторые уже сейчас доступны в социальных сетях и на ФБ-странице ХХМ, телеграм-канале  муниципалки.

Повод более чем значительный: 85 лет со дня рождения Мастера и 5 лет со дня его кончины. Этими датами инспирировано возвращение к имени и творчеству художника, но не только.

Все острее ощущается его нехватка в харьковской художественной жизни, в украинском современном искусстве, все сложнее соотносить формы современной изобразительной и фигуративной визуалистики вдали от прямого присутствия эстетического, этического и знакового камертона, каковым был и остается Виталий Николаевич — художника, вопреки своей смерти, гипермодерного и гиперактуального. Художник- гуру, художник-эпоха, художник-знак.

Сами названия выставок говорят об аналитическом подходе к отбору и использованию выразительных средств живописи и графики, рисунка. «Фигура» и «Натура» — это константы пластического языка, в том числе и языка самого Виталия Николаевича. Поэтому так важен акцент на этих пластических составляющих его творческого «означаемого».

«Фигура» обуславливает топологически-типологический подход к монтажу средств и проекции линейного геометризма на изобразительную плоскость в жанрах пейзажа, портрета, ню, социально-тематической гротескной композиции. «Натура» же, переведенная в план ассоциативно-аналитического метода, дает в названных жанрах напряжение метафоричности, сгусток образности и создает такой изобразительный текст, который отвечает всем параметрам семиотической, знаковой убедительности и эталона пластического совершенства.

То, что со временем назовут «стилем Куликова», трудно погрузить в контекст «заимствований» из «сурового стиля», кубизма, сезаннизма, конструктивистских поисков и «диалога с мастерами» прошлых эпох. Он, этот диалог, конечно, есть, но в своем сухом остатке дает чистую оригинальность метода и совершенно гармоничную «формулу искусства» от наивыдающегося художника- педагога.

Считается, что «формула Куликова» итожит предшествующую и современную ему пластическую традицию. Возможно, это так. К ней сегодня нельзя вернуться в чистом виде, ни повторить, ни воспроизвести новыми медиальными средствами

Но, возможно, она открывает и что-то новое, доселе не открывшееся нам. Ведь В. Н. Куликов — это вершина, своеобразная изобразительная «Фудзияма», которая, когда и не видна прямо, всегда присутствует перед глазами и в нашем сознании, и всегда остается знаком нашей человеческой и эстетической идентичности.

Потому что это отражение наших «идеалов желания», чувства совершенной формы и чувства морального авторитета, поступок, слово и взгляд которого одинаково необходимы нам сегодня, потому что этот авторитет — живой, и ему еще хватит слов…, он способен многое нам сказать, — у него всегда будет то, что новыми измерениями жизненного и пластического смысла откроется нам. Поэтому и идем навстречу «наследию КУЛИКОВА», сохраняя его, всматриваясь с самоиронией в день сегодняшний и с надеждой — в завтрашний день.

Олег Коваль

 

Так же на KharkovInform: