Долгое касание Александра Животкова


Дата публикации: 1 октября 2020

Stedley Art Foundation и ЕрмиловЦентр презентовали в Харькове масштабную выставку-проект «Тримайся коріння» А. Животкова — известнейшего в Украине и за рубежом художника, оригинального мастера живописной абстракции и символической картины, сегодня активно работающего с тем, что искусствоведы называют «неоархаикой» и мифопоэтикой пластических смыслов.

Само название выставки звучит как призыв и перформанс одновременно — ведь в ее экспозиции не картины, а, так сказать, «окартиненные рельефы» со своей сложной знаковой системой образов.

Призыв «Держаться корней» можно понять и буквально — арт-объекты Животкова напрашиваются на то, чтобы их трогали руками и глазом, оценили мощно промоделированную как-бы-объемность, фактуру дерева, податливость и пластика которого плавно дрейфует в сторону живописного пластицизма, явно его и не представляя. Сама фактура механистически отражает то, что у Животкова мы видели в живописи раньше: мощные, с большой энергетикой выполненные линейные ритмы, выразительность силуэтных решений, скульптурные пустоты и прорывы деревянных рельефов. И в этих композициях диагонали, круги, квадраты жестко врезанных линий словно сплавляют современный язык искусства с древним керамическим орнаментом, скульптурной пластикой наидревнейших эпох.

Все это усвоено и продемонстрировано энергично, драматургично, масштабно и монументально. Круг, крест, птичьи мотивы, образы женщины, христологические архетипы — от образа Спасителя до Богородичного образа только усиливают эффект напряженности и активного влияния на сознание смотрящего, которого с большой натяжкой можно назвать «зрителем».

Вопросов много: что для нас сегодняшних «неоархаика» и знаковая символическая система древности, что меняет сам материал в его материальной выраженности, демонстрирующий такую символику и подобные им. Ведь понятно:   и не картины, и не рельефы перед нами. Может, это какие-то «скрижали» нового завета художника ХХІ века?

Отольются ли эти методы реинновации архаичного культурного опыта во что-то новое и самоценное, или они окажутся замкнутыми в границах объемы и силуэта, промоделированных автором, как и в границах своего времени. Останутся ли эти образы самодостаточными или они разовьются в «большой» текст.

Сквозь «шум фактур» и «диалог контуров» (О. Петрова) раскрывается оригинальный творческий метод автора — монтажно сопоставить, почти столкнув лбом, языки живописи и скульптуры, уходя от определенности и изобразительного вида, и внутривидового жанра каждого из искусств.

Не думаю, что знаки-семы столь сложны для понимания, что требуют какой-то дешифровки, — с этим смотрящий справиться сам, а вот творческая манера автора и культурное поле, в котором он работает, взыскует криптологического опыта.

На все эти вопросы даст ответ благодарный зритель и знаток современного искусства. Ясно одно — все эти вещи, так разумно пространственно и комфортно экспонируемые в центре современного искусства, должны сказать о НАШЕМ времени, соединяя в этом герметичном материале подлинное мастерство, фантазию, культурную эрудицию и почти буддистское постижение мира.

Олег Коваль

Так же на KharkovInform: