Вышеград


Дата публикации: 3 сентября 2020

Маршрут туриста, впервые приехавшего в Прагу, — Королевский путь: от находящейся невдалеке от автобусного и железнодорожного вокзалов Пороховой башни, соединённой крытым мостом с Общественным домом, стоящим на месте королевской резиденции, через Староместскую площадь мимо знаменитой ратуши с курантами-орлоем, через Малую площадь по Карловой улице к Клементинуму и Карлову мосту, а за ним в Пражский Град с собором Святого Вита, где и происходила коронация. Впервые по Королевскому пути проехал короноваться Альбрехт II в 1438 году, первый Габсбург, объединивший под своей властью Австрию, Венгрию, Чехию и Германию. В последний раз по Королевскому пути коронация прошла в 1832-м.
Маршрут туриста, приехавшего в Прагу второй или третий раз, — настоящий, изначальный, чешский, а не габсбурговский Королевский путь, и начинается он в Вышеграде, древней крепости-городе на скале над Влтавой, — колыбели истории и Праги, и чешского государства. По легенде, Вышеград заложил мифический князь Крок, основатель чешской монархии и учредитель первого свода законов, то ли в VIII-м, то ли ещё в VII веке. Колдун, говоривший с богами, Крок выяснил у них, где заложить город, а расцвет и мировую славу будущей Праге предсказала его дочь Либуше, правившая после него, и мудро правившая — такой она осталась в легендах, вместе с мужем Пржемыслом Пахарем, от него ведёт отсчёт династия Пржемысловичей (873‒1306), при которых Чешское королевство стало действительно одним из самых мощных в Европе, присоединив Моравию, Польшу, Венгрию, Верхнюю Силезию, Австрию и Саксонию.
В XIV веке чешскую династию сменили Люксембурги, и один из них, император Священной Римской империи Карл IV, по матери из Пржемысловичей, сделал Прагу резиденцией, до этого императоры не имели постоянной резиденции, и учредил «Коронационный кодекс чешских королей», который обязывал каждого нового правителя в день коронации поклониться в Вышеграде реликвиям — суме и лыковым башмакам Пржемысла, символам королевского рода, — чтобы помнили о крестьянском происхождении. И далее Королевский путь шёл через основанное Карлом IV Нове-Место, Старе-Место и через новый мост, в фундамент которого он вложил первый камень, в Пражский Град. Новый мост — это теперь Карлов, и всё Карлово в Праге: улица, площадь, университет и т. д. — относится к нему, Карлу IV, так много сделавшему и поэтому настолько топонимичному, ergo — любимому Прагой.
При Карле заброшенный в романском стиле Вышеград переродился в готике: появились величественный королевский дворец, костёл Усекновения главы Иоанна Предтечи, новые крепостные зубчатые стены с готическими башнями и порталами, а капитульный храм Святых Петра и Павла, XI века, стал трёхнефным и с капеллами. Всё это через несколько десятилетий в эпоху Гуситских войн было разрушено, а восстановлено со временем что в барочном, как храм Петра и Павла, а что и в «невидимом» стиле: при очередной перестройке крепости как оборонительной фортификации костёл Иоанна Предтечи вмуровали в стену и, чтоб не был виден снаружи противнику, снесли его верхушку.
Однако и барочный облик не закрепился навсегда, тот же Петра и Павла в последней реконструкции стал неоготическим и с двумя башнями, получившими названия «Адам» и «Ева». В 2003 году папа Римский Иоанн Павел II наделил этот храм титулом малой базилики.
Сегодня в Вышеграде времена, нравы, эпохи как бы запластованы, и всё это разностилье не выглядит эклектично, но единым комплексом-заповедником истории города: Кирпичные ворота в стиле ампир, подземные казематы — готические, Таборские ворота — барокко, как и Леопольдовы, но те ещё и тяготеют к классицизму, романский стиль сохраняет ротонда Святого Мартина — старейшая пражская постройка, XI век — с впаянным, оставшимся после одного из обстрелов крепости пушечным ядром в стене. Впрочем, есть здесь артефакт и гораздо древнее, ещё с языческих времён — архаичные часы: три каменных столба, соединённыхв виде пирамиды, выделяющие запах серы, когда на них падает солнечный свет, поэтому обросшие легендами и получившие название Чёртовых. А в базилику Петра и Павла, где то там, то там проступают все стили, вписался в стенные орнаменты интерьера ещё и модерн.
Вполне закономерно, что здесь, в Вышеграде, заповеднике пражской и чешской истории, во второй половине XIX века, эпоху национального возрождения, появилось и заповедное кладбище для наиболее значимых представителей чешской культуры и науки. На Вышеградском кладбище, примыкающем к базилике Петра и Павла, могилы Дворжака, Сметаны, Карела Чапека, Альфонса Мухи, всего более шестисот захоронений, надгробные скульптуры которых сами по себе памятники искусства, а над центральным — мавзолеем Славин — восседает на саркофаге крылатый Гений родины, и по бокам их две: скорбящая и ликующая.
И как Гений родины, весь Вышеград возвышается над Прагой, озирает её и её-свою историю: отсюда, с его крепостных стен, они видны во все стороны. Отсюда самый прекрасный вид на Прагу.
Андрей Петров

Так же на KharkovInform: