Воспоминание o будущем Падуя, Джотто, Антоний, Лука


Дата публикации: 7 мая 2020

 

 

Universa universis patavina libertas
От Padova Centrale известная на весь мир Капелла Скровеньи находится в каких-нибудь десяти минутах ходьбы по Corso del Popolo и мосту через мелкую, как и все реки Италии, Бренту. Именно капелле, без сомнения, город обязан тем, что считается культурной Меккой сегодняшней Италии. Расположенная в прекрасном парке одна из самых знаменитых достопримечательностей представляет собой скромную домовую часовню, и тем поразительней красота, праздничность, какая-то удивительная просветленность, что приходит, когда вступаешь в небольшую (9х20м) комнату. Джотто, великий Giotto di Bondone, расписал сценами из жизни Богоматери, воспроизвел на стенах капеллы живописный цикл деяний Христа, его крестный путь. Еще изображены аллегории пороков и добродетелей, на западной стене капеллы разместился величественный, с почти босховским адом Страшный суд. Синий, точнее, сочный лазурный небосвод создает впечатление, что участники джоттовского шествия, фигуры впечатляющего парада стремятся к небу, доминантой служат и золотистые, пылающие после реставрации цвета. В памяти: плотные фигуры и суровый пейзаж, тяжелый взгляд прищуренных глаз, условные, взывающие к чему-то жесты, застывшая мимика — «Встреча у золотых ворот», «Введение во Храм», «Поцелуй Иуды», «Распятие».
От Скровеньи, осмотрев арки Римской арены I века до н.э. и фрески Капеллы Оветари кисти Андреа Мантеньи в церкви Эремитани, движемся к историческому центру Падуи. Не преминем осмотреть знаменитое кафе Педрокки, в своем роде музей — шпили и арки неоклассического чуда не выдают в нем гастрономическое заведение, однако «Кафе без дверей» готово в любое время суток угостить необычным тальятелле с кофе, гоголем-моголем Стендаля или кофе с мятой, изюминкой меню. От кафе до университетского Дворца Бо рукой подать, старейший храм науки заложили еще в 1222 году.
Здесь преподавал с кафедры Галилео Галилей, здесь же находится самый старый в мире (!) анатомический театр, Ботанический сад университета причислен ЮНЕСКО к всемирному наследию, дипломы высшего образования выпускники получают под сводами помпезного зала Торжеств — Аула Магна. Девиз университета «Падуанская свобода универсальна для всех» был принят, когда степень доктора философии получила впервые в мире женщина — Елена Корнаро Пископия.
Сколько уникальных артефактов находится в невеликой по площади Падуе!
В средоточии старинных улочек города, высится грандиозный Палаццо делла Раджионе, имеющий статус малой базилики.
Гордостью собора является занимающий второй этаж огромный Салон, самый большой — более 80 м в длину — зал в Европе без внутренних опор и колонн, т. н. «подвесной», своды его, когда задираешь к потолку голову, чтобы рассмотреть росписи 15 века, будто парят над посетителями. Поражают Лоджии дворца, с парапетов открываются великолепные виды на монументальные площади Падуи, их, прикипевших к архитектурному шедевру, не одна, не две, а три. На делле Эрбе размещается блошиный рынок, проходят ярмарки, на делла Фрутта, понятно, торгуют, фруктами. Посреди деи Сеньори высится белоснежная колонна с крылатым львом на вершине, символом принадлежности города к Венецианской республике. Полюбовавшись ажурной колоннадой Лоджии дель Консильо, туристы обычно устремляются к Кафедральному собору Успения Девы Марии. Совершенно невзрачный фасад и беломраморный интерьер собора пребывают, словно в каком-то контрасте, странное впечатление скрадывается прильнувшим к церкви Баптистерием, между прочим 12 века. Цикл фресок Джусто да Менабуа — грандиозный Рай с тысячью (!) ликами святых, окруживших Христа и Мадонну — зрелище поистине впечатляющее. Альбом репродукций дива рассматривался потом месяцами, все никак не укладывался в голове грандиозный план живописца.
Когда выходишь к просторам Прато делла Валле, кажется, что очутился где-то в полях за городом — площадь считается крупнейшей в Европе. На самом деле Прато делла Валле — огромный остров в форме эллипса, окруженный мелким каналом с прозрачной до синевы водой и элегантными мостиками по всем направлениям света, где по периметру в два ряда расположены 88 фигур знатных в прошлом граждан Падуи, шесть скульптур известнейших дожей были уничтожены по приказу Наполеона. В обыкновенные дни пространство используется детьми, студентами, рынком антиквариата.
С юга к площади примыкает базилика Св. Джустины, где находятся алтарь и хоры авторства Паоло Веронезе, мощи мученицы, останки Евангелиста Луки. Знаменитый автор Деяний апостолов и одного из четырех Благовествований умер у себя на родине в греческих Фивах, его мощи, по-видимому, от греха подальше, во время турецких завоеваний были перенесены в Италию. С площади видны купола собора Св. Антония, прозванного горожанами Санто. На площади перед собором высится медный кондотьер Гаттамелата работы Донателло. К концу дня к гигантомании небольшой, всего-то двести тысяч жителей, Падуи начинаешь привыкать, но тут воображение отказывается верить: семь величественных, стального оттенка куполов венчают трехнефную базилику длиной почти в 200 метров! Перечисление авторов и донаторов капелл в интерьере громадины займет несколько страниц, упомянем лишь барельефы Сансовино и Донателло, канделябр Андреа Риччи высотой три с половиной метра, фреску на фасаде Мантеньи. Там же находится знаменитый ораторий Скуола дель Санто с фресками Тицина, посвященных жизни Св. Антония. В июне, в праздник Святого Антония, его дом посещают тысячи паломников. И еще, исключительно в познавательных целях: кроме больших соборов в Падуе и ее окрестностях — до сотни церквей и часовен, молелен и капелл, небольшая церковь Св. Массимо имеет картину Джанбатиста Тьеполо, церквушка Св. Франческо обладает полотном Веронезе. В окрестностях Падуи среди Эугенских холмов высится аббатство Пралья (11 век), возле городка Эсте есть аббатство Св. Марии ди Карчери, у местечка Кампосампьеро воздвигнута — на месте, где Санто произнес речь с верхушки орехового дерева — часовня Ореха Св. Антония Как все это увидеть, посетить за один, пусть длинный летний день? Отправляемся с другого конца города, куда завел путеводитель, на однорельсовом трамвае на шинах к пристаням Падуи. Оттуда отплывают кораблики по рекам Бренте, Пьовего и искусственным каналам, чтобы полюбоваться живописными пейзажами, воочию увидеть, куда спешили в летние знои и где обитали богатые венецианские патриции. Только два упоминания: знаменитая вилла Фоскари, палладинское произведение искусства, гостем Мальконтенты был Генрих III, и «колоссальный палаццо Пизани, известный в летописях венецианского сеттеченто как вилла Стра. Здесь все задумано в монументальном масштабе, который пленил, должно быть, Наполеона, сделавшего палаццо Стра резиденцией Богарне» (Павел Муратов «Образы Италии» 1913г.).
Константин Мациевский

Так же на KharkovInform: