ВЕНЕЦИЯ семь чудес света


Дата публикации: 3 апреля 2020

посвящается мужеству граждан Италии
Никогда не приезжайте в Венецию на день, как минимум на два, лучше на неделю, отлично даже на месяц. Пробыть в Венеции год? Остаться жить до конца дней своих? Вы безумны, об этом мечтают люди всей планеты…
И все же если времени немного, и поезд уже прибыл на Santa Lucia, поспешите за людским потоком, что углубляется в кварталы Сан Поло, пассажирская суета не должна сбить с толку. И через каких-нибудь минут десять, проскочив элегантные понте и живописные набережные Rio dei Telentini, взору открывается Санта Мария Глориоза деи Фрари. Более столетия братья-францисканцы возводили грандиозную церковь, к слову, ее колокольня уступает по высоте лишь Сан-Марко. В капеллах и сокровищнице церкви хранятся картины Тициана и Джованни Беллини, скульптуры Антонио Кановы и крестильная купель Якопо Сансовино, а главный алтарь украшает величайшее полотно Тициана «Вознесение Девы Марии». Именно здесь рядом со своим творением и похоронен великий живописец, стоя у надгробья мастера, начинаешь проникаться величием Венеции, города-музея, города искусств.
Сколько бы раз не посещать Венецию, сколько бы раз не хаживать ее улочками и кампо, нет-нет да и заблудишься, при этом испуга туристы никогда не испытывают, ибо указаели, раскиданные по углам кривоватых переулков, обязательно выведут, но куда? Конечно же, все дороги в Венеции ведут на площадь Сан-Марко. Попасть туда можно только перейдя самый знаменитый мост в мире — Понте ди Риальто. Еще подходя к нему, начинаешь чувствовать какое-то возбуждение, все вокруг, туристы и торговцы масок, продавцы мороженого и неспокойные ребятишки, будто затягивают в водоворот своего движения, что и выплескивается на средину Риальто. Только оказавшись у перил и бросив взгляд на воды Большого канала, очнувшись, застываешь в восторге — мост-артерия, мост-игла, узкое горлышко на пути к главным чудесам Венеции.
На Piazza San Marco попадают через Торре делл Оролоджио, ворота с необычными часами, показывающими не только, собственно, время, но и знаки зодиака, фазы Луны. Поначалу при входе на Пьяццу удивляешься ее шири, грандиозности высоченной колокольни, геометрической стройности аркад Старых и Новых Прокураций, полусотни арок, издавна несущих на себе два яруса лоджий, кажется, что до замыкающего площадь флигеля Наполеона, Ala Napoleonika, и не доберешься. Вообще-то так зовется дворец, когда-то личные покои императора — сегодня всемирно известный Музей Коррер, чье собрание хранит многочисленные знаки-символы истории Венецианской республики, а также картинная галерея: Венециано и Козимо Тур, Брейгель и Кранах, семейство Беллини и непревзойденные «Куртизанки» Карпаччо. Каждый турист, посетивший Венецию, считает своим долгом выпить чашечку кофе в одном из кафе на площади. Сидя за столиком можно спокойно рассмотреть Кампаниле, полюбоваться ее монументальностью, убедиться, что Колокольня — один из символов города.
С площади открывается лучший вид на собор Святого Марка. Гостей Венеции и прихожан встречает главный портал, украшением которого считается бронзовая квадрига, фасад украшают башенки с изображениями Евангелистов, архангела Гавриила, сценой Благовещенья, над главной аркой возвышается фигура святого Марка. Купола Сан-Марко напоминают отечественные архитектурные шедевры, отчего порой с теплотой вспоминаешь Венецию. Интерьер поражает обилием золота и мраморных конструкций, еще ближе становится собор, когда видишь огромные мозаики, от их пастельных цветов Венеция становится роднее. Посетители обходят по периметру нижний ярус собора, нефы и трансепт — по стенам мозаики, величественные картины последних дней Иисуса: «Въезд в Иерусалим» и «Тайная вечеря», «Моление в Гефсиманском саду» и «Распятие». В главном алтаре высится драгоценная реликвия собора, поднятый из крипты саркофаг Святого Марка.
Еще два венецианских шедевра на пути: дворец Дожей, Палаццо Дукале, и библиотека св. Марка. Редкий турист заглядывает под своды библиотеки, но посещение дворца считается обязательным. Уникальное творение венецианских зодчих является гордостью Венеции. Необычен фасад здания, выходящий как на набережную, так и Пьяццетту. Фигурные арки нижнего этажа прикрывают аркады, что в свою очередь поддерживают портик, над которым возвышается прекрасная лоджия со стрельчатыми арками. Дальше к небу и ввысь устремляется облицованная узорчатой плиткой стена со вставленными редкими окнами, что завершается поразительным входом, воротами Порта дела Карта. Просто и ясно, но производит ошеломляющее впечатление, кажется, что перед тобой какое-то сказочное строение, а ведь Дворец Дукале предназначался для административных нужд и каждодневного функционирования. Удивительны и поразительно искусны капители портика, каждая из них — произведение искусства: скульптурные группы «Опьянение Ноя», и «Адам и Ева», «Суд Соломона» и «Архангел Михаил» удивительно гармонично дополняют убранство здания. Ощущение необычности, фееричности проекта не оставляет и при посещении его внутреннего двора, залов и галерей. Пройдя под аркой Фоскари на лестницу Гигантов (именно здесь проходила коронация дожей), попадаешь во Дворик сенаторов, Кортилетто деи Сенатори, и по Золотой Лестнице (Scala d’Oro) — в святая святых дворца Дожей. В зале Четырех дверей — работы Тициана и Тинторетто: картины огромны, величавы, поразительны, царит дух Завета, Мифа, Истории, пиршество красок, знаменитое соперничество великих венецианских живописцев. Залы Коллегии и Антиколлегии, зал Сената и, наконец, зал Большого совета — сплошь росписи знаменитой тройки: «Похищение Европы» Веронезе, «Пьета» и «Триумф Венеции» Тициана, «Меркурий и три грации» и огромный, поражающий своими размерами, бесконечный «Рай» Тинторетто, достойно представляют апофеоз венецианской школы, именно ради них съезжаются к Лагуне со всего света любители живописи. Напоследок туристов пускают на экскурсию в подземелье дворца, проведут в застенки, где был заключен легендарный Казанова, выведут к мосту Вздохов, как всем там хочется на волю, к свету!
В жаркие вечера все стремятся с Пьяццетты на набережную, на берег Бачино ди Сан Марко. Пройдя к Колоннам, можно полюбоваться одним из самых великолепных видов Италии, сколько эскизов и картин здесь создали поколения художников. Венеция зажигает ночные огни, пора в путь на вапоретто по Гран Каналле — начинается шествие палацев, дворцовый парад!
Палаццо Контарини Фазан, в три окна готическое строение с резными балкончиками, слева появляется Палаццо Дарио, а напротив выдающийся памятник архитектуры авторства Сансовино — Палаццо Корнер, за ним, почти у самого Понте дела Академия, яркий и запоминающийся фасад Палаццо Контарини дал Дзафо. За Академией, ее залы представляют почти всю историю живописи Венеции, появляется весь в огнях Палаццо Ка Редзонико, семейство венецианских окон, чьи три этажа украшены колоннами, пилястрами, арками, сегодня здесь музей Венеции восемнадцатого века. И наконец, самый знаменитый дворец Гранд Канале — Ка’д’Оро, кружевные галереи, глубокие лоджии, позолота и ажурный декор. Катер проплывает мимо стройного Палаццо Вендрамин-Калерджи, в котором находится казино Венеции, и уже на исходе плавания, у самой Санта Лучии — Палаццо Лабиа и церковь Санта Мария ин Назарете, им досталось провожать отъезжающих.
Сколько насчитывается чудес в Светлейшей Республике Венеция? это не все — семью семидесяти…
Константин Мациевский

Так же на KharkovInform: