Путешествуем: ПИЗА


Дата публикации: 29 апреля 2016

Если спросить — а что самого-самого в Италии? Скажут — римский Колизей, Дворец Дожей в Венеции, Миланский собор, Пизанская башня… Или добавят еще что-то. Но падающая башня будет упомянута обязательно. Как некий канон. Со времен Галилея 57-метровое сооружение не дает покоя путешественникам, мечтающим увидеть это чудо. Павел Муратов посвящает Пизе всего десять страничек своих трехтомных «Образов Италии». Томная покладистая Пиза не дала миру великих художников, спорят даже, есть ли пизанская школа живописи. Соборы и церкви города расписывали флорентийские и сиенские мастера. В историю искусств Пиза вошла как родина скульпторов отца и сына Никколо и Джованни Пизано, и учебники воспроизводят знаменитую «Аллегорическую статую Пизы».

 

…От вокзала, вернее, от Piazza Vittorio Emanuele II туристы обыкновенно дружным потоком устремляются через мосты Арно к «Площади чудес» на другой конец города. Сделаем небольшой круг в сторону и посетим Museo nazionale di San Matteo, в котором представлена пизанская скульптура и живопись. Ее строгость и какая-то серьезность вызывают уважение, и понимаешь, как ценили пизанских зодчих в других городах Италии. Потом идешь тихими улицами и пустыми площадями этого в общем-то классического провинциального города, радуешься непосредственности его жителей, уютным кафе и ароматным пиццериям. И площадь, где находится импозантное здание муниципалитета, и, конечно, памятник Гарибальди скорее умиляют, чем удивляют. Улочки становятся все шире, народу все больше…

 

Самое сильное впечатление, оно же первое, — неожиданность от увиденного. Piazza dei Miracoli (Площадь Чудес) занимает относительно небольшое пространство. Зелень весенней травы гармонирует с каррарским мрамором Собора, Баптистерия, Башни, стенами Кампо Санто. И поражаешься этому диву — как гений человека смог собрать все это в одном месте? Прекраснейшая башня Баптистерия ничуть не уступает гармонии флорентийского купола, цельность и завершенность Собора с наклоненной колокольней — собственно, главным предназначением Башни — как единый ансамбль — дар людей высшим силам, как они верили, Сущему. Пизанская площадь, пизанское собрание архитектурных произведений искусства — единственное место в мире, где собрано столько чудес света!

 

Сюда нужно приезжать, даже если видел Египетские пирамиды, Собор Св. Петра, Кампанеллу в Венеции. «За три столетия до Брунеллески», до эпохи Возрождения зодчие Пизы создали свой Парфенон, восьмое чудо света. В сетях интернета и в серьезных энциклопедиях можно найти имя архитектора (строительство начато в 1064 году) — Бускето ди Джованни Джудиче, и все же это творение — великий дар горожан Пизы потомкам. И даже трагедии истории, пожары и разрушения, войны ХХ века не коснулись этих великих строений. Сильно пострадали лишь стены монументального кладбища Кампо Санто. Фрески этого кладбищенского памятника расписывали несколько поколений художников. Все здесь говорит о преходящем, все напоминает о месте, ради чего возведен Кампо Санто. Вот знаменитая фреска «Триумф смерти» Буонамико Буффальмакко, вот «Сбор винограда и опьянение Ноя» Беноццо Гоццоли. Муратов видел фрески еще не погубленными, пусть затененными временем, но не восстановленными после бомбардировок, возникшими из пепла.

 

Когда возвращаешься к автостанции шумными улицами сегодняшнего города с его отелями и ресторанами, чтобы еще успеть на песчаные пляжи лигурийского побережья, к прошлому возвращает разве что маленькая готическая церковка Санта Мария дела Спина, прикорнувшая на берегу реки Арно. Она хочет вернуть к «Площади чудес», заставляет вспоминать красоту и величие только что покинутых Собора, Баптистерия, Башни и щемящие душу фрески Кампо Санто…

 

ТЕКСТ: КОНСТАНТИН МАЦИЕВСКИЙ ФОТО: ЕЛЕНА ОРЕХОВА

Так же на KharkovInform: