Лелеги и телеги


Дата публикации: 1 ноября 2019

Альта, который над племенем царствует храбрых лелегов,

Градом высоким, Педасом, у вод Сатниона владея.

Гомер, «Илиада», пер. Н. Гнедича

Вот вы в Бодруме (почему нет, климат мягче, чем в средиземноморской части Турции, а это Эгейское море, теплее и не камни — песок, причём какой-то блестящий на солнце и в воде, будто его специально чем-то таким подкрасили или блёсток гламурных по всему побережью насыпали [его и вывозить из Турции нельзя — ни жменьку, запрещено!]), и аттракцион «обжираловка», чувствуете, не то что себя подысчерпал (желудок же добра не помнит), но как бы это сказать, чуть-чуть теряет новизну и привлекательность (нет-нет, да и на простоквашу уже заглядываетесь), все другие аттракционы — луна-, дино-, аквапарки — за три для тоже вдоль и поперёк облажены, а у вас ещё неделя — и вы отправляетесь эфесить-галикарнасить, повышаете свою самооценку (не только гастрономически и всё такое отдыхаю, но и культурно же ж!), втягиваетесь в эти древние города, греческие и римские, и вдруг (вай-фай везде хорошо на территории) обнаруживаете, что у вас под носом, реально под носом, прям вон на горе у Бодрума, в четырёх километрах от центра, жили лелеги. Ле- — что? -леги! Те самые, пишет вам гугл, что как и пеласги, догреческий народ ещё. А вы что, думали, греки всех древнее. Не, надо и к лелегам — а то как же, где и когда вы ещё у них побываете, а здесь целый город, руины, конечно, но какие! Стены крепости, ворота, храм Афины, таможня, или полиция, или как тогда это у них называлось, в общем, прямоугольное здание 12×8 с колоннами; некрополь, т. е. кладбище, «город мёртвых», со склепами-курганами, крематорий и много чего ещё, понятно, в осколках и фрагментах (но стена длинная-длинная, правда, уже не такая высокая, ушла под землю). Жили же люди! Ага, ещё в догомеровскую эпоху, что-то типа XI века до нашей эры (и по VI-й).

Вы всё ещё сидите? Быстро собираемся — и к лелегам (воду, без воды за пределы отеля ни шагу, кепки-парео, ну и хватит, к обеду обернёмся [нифига, только к ужину]). И давай расспрашивать на ресепшене у специального русскоязычного человека, который по такси и маршрутам, и по идее, всё знает, — а он не знает. Педаса? Ну да, лелеги, древний город на горе. Представляете: не знает! Эфес за двести километров отсюда знает, как свою семью, а о Педасе — вон рукой подать — не слышал. Потому что никто ни разу из проживающих им не интересовался. Непопулярный маршрут, может, вы всё-таки в Эфес, да были мы там! И тем более хотим в Педасу, куда туристы не валят валом, и о которой Гомер знает, вот об Эфесе Гомер не знает, — увидеть своими глазами.

Туристы — что? Как дети. Предложи им задорого чёрт-те куда ехать смотреть на I вэ до эн-э. — I вэ эн-э, — и группами-группами. А тут в двух шагах самая что ни на есть древность, предантичность (неплохо так для трёх тысячелетий сохранившаяся) и — бесплатно, free!

А ещё в Педасу поднимаются, потому что она среди природы и леса. Как в парк. А ещё — потому что отсюда такой вид, такая панорама на Бодрум и залив. А ещё здесь проходят международные фестивали истории, культуры и искусств (но не в то время, когда вы), местные и кому надо знают, что такое Педаса. А теперь знаете и вы: действительно, целый город. И — никого. Не считая трёх итальянцев, или может, швейцарцев, заблудившихся (эх, написать бы — с XVII века [красиво же!]) и спрашивавших у вас дорогу вниз. Вы и итальянцы; вы, итальянцы и Педаса — и всё. Нет, ну круто же, теперь ваша самооценка в порядке, и вернувшись, нагулявшись, к ужину, будете смотреть направо и налево на сидящих за столиками с таким чувством гордости и превосходства, что ни опиши бог.

Причём здесь телега? А в Педасу в гору только пешком с автобусной остановки или автостоянки. И ещё, помните, как у Введенского: «Так сочинилась мной элегия / о том, как ехал на телеге я». Впрочем, заканчивать нужно снова Гомером:

Он обитал на брегах светлоструйной реки Сатниона,

В граде высоком Педасе.

Андрей Петров

Так же на KharkovInform: