Галикарнас — ищите нас


Дата публикации: 30 июня 2019

«“300 спартанцев — 2” смотрел, Артемисию помнишь? А откуда она знаешь?» «Мавзолей, нет, не тот, — первый, чудо света, — где стоял?» «О Геродоте, “отце истории”, слыхал? А где он жил?» И т. д.

Сегодня это несуществующий город, но побывать там стóит. В нём побывали греки, персы, македонцы, римляне, все остались довольны. Останетесь и вы, если только хорошо поищете, его уже нет на карте, но и то, что осталось, пробивается сквозь эпохи, встаёт. Новый город? Когда-нибудь, да, это будет древний новый город, когда восстановят Мавзолей (решение принято) и все крепостные стены вокруг, все семь километров, — а пока что ворота Миндоса (в сторону Миндоса, тоже древнего города, лежащего под водой), которые не смог взять штурмом Александр Македонский и так разозлился на них, что когда таки взял, снёс к чёртям македонским весь город. Нет, не весь, Мавзолей пощадил, чудо ж света, Мавзолей все пощадили, включая время, он простоял девятнадцать веков, конкурируя разве что с пирамидами и Александрийским маяком, но землетрясение — все, все чудеса света приканчивало землетрясение (кроме Висячих садов Семирамиды, их наводнение) — добило его. А через век, в XIV-м, и Александрийский маяк.

Граждане-галикарнасцы, посмотрите налево — видите амфитеатр? Верхний ярус ещё не восстановлен, а так всё на месте: скена (не сцена! сцена — это орхестра, она тоже есть, как и проскений), театрон, там даже выцарапанные имена меценатов остались, где сидели их жэ, — но и без верхнего яруса амфитеатр живой: концертная площадка, тогда вход платный, в любое другое время свободный, заходи и пой, здесь такая акустика. Но дело даже не в этом. Витрувий, а кто ни писал о Галикарнасе, включая Геродота Галикарнасского, говорил, что все города как города, но этот — собственно театр по планировке: агора на берегу бухты — орхестра, а от неё вверх по холмам полукружием город. Значит ли это, что все жители были актёрами или считались таковыми? А Мавсол, построивший этот город, перенёсший сюда столицу Карии, значит, кто?

Нет, правда, у него отлично получалось стричь своё стадо (актёрская труппа и называлась «стадом», а стадо Мавсола — Кария, Ликия и близлежащие греческие острова): налог на волосы, налог на погребение, на то и сё, о чём мы и не знаем или не говорим. Мавзолей — то ли склеп, то ли дворец, а есть ещё и забытое слово «героон», храм в честь героя, почти бога, — он начал строить себе за шесть лет до смерти и не успел — успел умереть, Артемисия (уже III-я, флотоводец-боец, как I-я), жена Мавсола, сестра, достраивала ему и себе: колесницей на самой верхотуре управляют они оба, неважно, кто справа, кто слева, и если быть точным, это такой же на равных Мавзолей, как и Артемисион. Или Артемисион даже более: торопясь успеть, Артемисия поила себя вином с прахом брата-мужа (Авл Геллий пишет), от этого отравления и умерла, проправив после него всего-то три года.

Артемисион и Мавзолей был огромен, высотой сорок шесть метров, десятиэтажный дом, и когда его отстроят (но покамест тоже немало: фундамент, лестницы, лабиринты, погребальные камеры для своих — с дренажной системой; осколки скульптур, половины колонн), когда отстроят крепостные стены с башнями (и ворота Миласа, павшие первыми от Александра, от которых не осталось даже руин? — да, и их) и, как планируется тоже, ипподром, по пути отроют ещё много чего незапланированного. Как римский некрополь, вдруг появившийся у ворот Миндоса, когда взялись за них. Странным образом надгробия его тоже полукругом, как в театре, — смотрят на сцену. А та — на них.

Андрей Петров

Так же на KharkovInform: