Эфесцы


Дата публикации: 4 марта 2019

Конечно, все в Турции едут в Трою, а ещё куда. В Эфес, поскольку он и восстановлен лучше, и в античные времена был покруче, вторым Римом, и есть на что посмотреть, а не только немножко стен и залезть в коня. Вот если б Гомер об Эфесе написал, впрочем, о чём я, — если б Петерсен снял «Эфесиаду» с Брэдом Питтом.

И насчёт второго Рима я не соврал — «если верить Страбону», а чего ему не верить, географу Римской империи времён Августа, «землеописавшему» всё-всё, что туда входило, так вот: «по своему значению Эфес уступал только Риму». Зато сегодня не уступает. Рим сегодня не тот Рим, я не говорю — плох или хуже, — Рим застроен другими эпохами, и попробуй вытащить из него античность, дистиллировать, нет, получаешь его целиком уже как смесь. А чтобы увидеть римский город в неразбавленном законсервированном виде, едешь в Помпеи. Или в Эфес.

Расконсервировали Эфес британцы в 1860-х, когда начали строить туркам железную дорогу (этот вид транспорта в Турции так и не прижился, так что и до Эфеса — на долмуше, а затем ножками), потом их сменили на раскопках немцы, и сегодня уже австрияки наполняют свой Венский музей Эфеса (хотя и Британский до конца не полон). Правда, сейчас не наполняют, Турция с Австрией в последнее время побили горшки, после военного переворота в 2016-м и репрессий, когда он не получился, австрийских археологов отсюда выгнали, и теперь Турция гордо одна, ну, не столько восстанавливает, сколько показывает Эфес — за двадцать пять лир, плюс ещё пятнадцать за «Дома богачей», такой себе музей в музее под стеклянным колпаком — ну а смотреть там на то, как всё было обустроено по-богатому: водопровод, отопление, внутренний дворик, на полу в комнатах мелкая-мелкая цветная мозаика, на стенах тематические фрески, их тематика — сценки из Менандра или Еврипида, вот сразу и не скажешь, гостиная или что-то ещё, зато другая, с голыми мужчинами и женщинами, понятная: взрослая спальня.

Да, это самое интересное: как всё тут было устроено, продумано и предназначено. Напротив библиотеки Цельса (второй по величине в античном мире после Александрийской: двенадцать тысяч томов, то есть свитков, а читали тебе их, если ты жил там в одной из прошлых жизней, специальные мальчики, а ты сидел и слушал, не портя глаз, ну может, смотрел на всю эту красоту), итак, напротив библиотеки — публичный дом, со своими правилами, где у тебя, как заходишь, проверяли чистоту рук и ног (и т. д.), ибо античный публичный не бордель, а храм Афродиты (иди ты! — нет, честно). То же касается и публично-античного туалета (тоже мраморного, тут всё мраморное в Эфесе — белый мраморный город), платного уже тогда, экскурсовод вам расскажет, что это вообще первый платный туалет в мире и «pecunia non olet» — «деньги не пахнут» — придумали здесь, а не в Риме не Веспасиан. И что ещё здесь впервые в мире придумали — рекламу: на плите на мостовой метров за десять до публичного дома Афродиты выбито отверстие для монеты (не мельче, а ровно столько) и след ноги (не меньше и не младше, тогда тебе туда). Отверстия в мраморе тут все строго функциональны, ты просто забыл за две тысячи лет, но если просунешь руку в сквозное на углу дома — вспомнить, как тебя за мелкие грешки, воровство, приковывали, и каждый проходящий мог отвесить подзатыльник или дать по заднице. А если ты, я надеюсь, всё-таки нет, кого-то убил или снасильничал, тебя бы ждала яма в тротуаре с решёткой, и любой прохожий плевал бы в неё. А что, закон есть закон, тем более он не где-то, а здесь прямо на стене, мраморной, конечно, выбит, тебе из ямы, наверно, и не видно, надо было заранее прочитать.

Давайте о весёлом? О рынке рабов на агоре? Или о боях гладиаторов в амфитеатре? Хорошо откопанном, одном из крупнейших античных, вмещавшем двадцать пять тысяч орущих зрителей. Об Одеоне — малом театре, на тысячу четыреста мест, то ли булевтерии, горсовете? Нет? О пританее, горисполкоме и суде? О храме Адриана, что на турецких банкнотах? Гимнасии? Фонтане Траяна? Банях Вариуса? Банях Схоластики? Воротах Геркулеса? Но так перечислять можно до вечера, раскопанный пока всего на десятую часть себя тогдашнего, Эфес сейчас на десять километров археологической зоны, на два — экскурсионного пути, а памятников архитектуры здесь больше, чем где бы то ни было в античных городах Малой Азии, давайте остановимся на чём-то одном.

Это одно — по центру и символ Эфеса, приятно, что это всё-таки библиотека. Цельс был проконсулом римской провинции Азия, а деньги завещал на постройку библиотеки и покупку в неё свитков-книг. Через два века готы её сожгли, но фасад остался, им и любуемся. Цельса, хоть и запрещено было хоронить в черте города, оставили в саркофаге прямо тут — в склепе под центральной нишей читального зала. А, и знаете что — в нишах фасада четыре скульптуры (гипс, копии, мраморные оригиналы в Венском музее): как положено, Премудрость, Добродетель, Мысль, Познание, — зато на саркофаге Цельса изображён Эрот. Вот и думайте.

И ещё вот о чём — в завершение разговора: Рим Римом, там живут римляне, вы — приезжие, а здесь никто не живёт, город многолюден, буквально толпы эфесцев на променаде, поток с одной стороны, противопоток навстречу, но эфесцы — вы. Феску-эфеску не забыли от солнца купить?

Андрей Петров

Так же на KharkovInform: