Ченстохова: история, паломничество и туризм


Дата публикации: 30 Январь 2012
2t

И снова поездка, чемоданное настроение, желание увидеть и познать для себя что-то новое и в то же время близкое. В этот раз группа паломников и просто любопытных туристов из различных городов Украины собрались на регистрации вылета в аэропорту «Жуляны». Проверка билетов, взвешивание багажа, наличие шенгенской визы в паспорте обязательно. Когда все оформлено и проверено, путешествующим предлагают пройти в зал вылета… О, господи! Что это? Оказывается, необходимо выйти на улицу и выстоять часовую очередь на десятиградусном морозе для того, чтобы зайти в зал ожидания перед вылетом. Уже внутри вы понимаете, что зал настолько маленький, что не способен одновременно разметить ожидающих вылета на более чем два рейса одновременно. Как жаль иностранцев, которые будут у нас в гостях на Евро-2012…

Перелет занимает чуть больше часа.
В туристической среде считается, что таможенная и пограничная служба аэропорта прилета — самая строгая во всем Евросоюзе. Прежде чем впустить в страну, у туристов проверят наличие приглашения, обратных билетов и туристического ваучера. А оформленная в консульстве польская виза не является гарантией въезда в страну!

Дорога от аэропорта г. Пержовицы до г.Ченстохова на маршрутном такси занимает менее часа. Учитывая ранний прилет и правило размещения в отелях после 14.00, паломникам и туристам предлагают отведать традиционную польскую кухню. Стоит только раз попробовать польский суп Журек или Фляки по-варшавски, Бигус из квашеной капусты с колбасками, Утку по-краковски с грибами и просто овощной салат с жареными кусочками цыпленка, как понимаешь, что ты приехал в эту страну не зря. При этом, увидев счет, понимаешь, что покушал в три раза дешевле, чем во Франции или Австрии.

Много веков г. Ченстохова связывают со знаменитой святыней миллионов верующих — иконой Пресвятой Девы Марии, или Черной Мадонны, которая хранится в монастыре паулинов на Ясной Горе, одном из пяти крупнейших религиозных центров мира. Авторство иконы легенда приписывает евангелисту Луке, который написал ее в Назарете, на крышке стола из дома святого семейства.

По древнему преданию, кисти Луки принадлежат три иконы Божьей Матери. Посмотрев на них, Богородица сказала: «Благодать родившегося от меня и моя да будет со святыми иконами», после чего иконы обрели чудесную силу (кстати, одна из них — Владимирская — хранится в Москве, в Большом Успенском соборе). Ту, которую теперь называют Ченстоховской, император Константин привез в свое время в Константинополь, где она украсила один из храмов. Там ее и приметил служивший в императорском войске некий русский князь. По его просьбе император подарил ему эту чудотворную икону, и она оказалась на русской земле, где была очень почитаема. Во время одной из войн икона попала в руки князя Владислава Опольчика, который в 1382 г. привез ее в Ченстохову, отдав монахам-паулинам.

Известно, что в середине XVII века под Ченстоховой произошло знаменитое сражение со шведами, описанное Генриком Сенкевичем в романе «Потоп». Взяв Краков и Варшаву, шведы уже торжествовали. Но в сражении под Ясной Горой польские войска, намного уступавшие в численности неприятелю, одержали победу. Это вызвало подъем патриотических настроений в стране и привело к освобождению Польши от шведов. Король Ян Казимир тогда обнародовал во Львове манифест, которым провозгласил Ченстоховскую Божью Матерь покровительницей Польши.
Как и во многих польских городах, старая часть Ченстохова производит впечатление старины, спокойствия и стабильности. Первые воспоминания о городе появились в 1220 году.
Ясногорский монастырский комплекс расположен на холмах высотой 293 метра. Территория монастыря занимает площадь 5 гектаров. Монастырские здания с трех сторон окружены парком, а с четвертой стороны к ним ведет большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.
Пройдя красивые и величественные входные ворота, попадаешь в монастырский дворик, а затем в Собор Святого Креста и Рождества Богородицы.

Собор, примыкающий к капелле Девы Марии, — самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божьей Матери, — сердце монастыря. Туристам разрешается посетить Рыцарский зал. Он возведен в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события из истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

Все стены капеллы увешаны различными дарами, которые верующие оставляли то ли в благодарность за исцеление, то ли при молитвенной просьбе о нем. На стенах — костыли, золотые или серебряные фигурки рук, ног, глаз, других человеческих органов, таблички с надписями. На втором этаже открыт действующий музей подарков различных политический деятелей, посетивших монастырский комплекс. Охранник с гордостью показывает перстень будущего президента США, католика Джона Фицдже́ральд Ке́ннеди.

Так незаметно пролетел первый день путешествия, уставшие от утреннего перелета, трансфера и обзорной экскурсии по Ясной Горе туристы намертво засыпают в отеле.
Утренний подъем, завтрак и снова насыщенная программа. Для паломников предлагается пешеходный маршрут от Ясной Горы по аллее Пресвятой Девы Марии к костелу Святого Зигмунта, расположенному у памятника Яну Павлу II.

Костел св. Зигмунта — самый старый костел в Ченстохове, построенный в XIV веке, представляет собой трехнефное здание с вытянутым пресвитерием и одной готической башней. Более поздние изменения: достройка часовни св. Гжегожа в 1625–1643 гг., достройка с северной стороны ризницы (снесенной в XIX в.). С 1783 года и до сих пор костел сохранился в барочной форме, имеет фасад с двумя башнями. Возле костела находятся двухъярусный дом приходского священника и древний каменный монастырь первой половины XVII века, на высоте второго этажа соединенный с костелом.

Затем паломники идут к Кафедральному Собору св. Семьи, построенному в 1901–1927 годах, а в настоящее время являющемуся одним из наиболее крупных костелов в Польше. Выстроенный из кирпича, с архитектурными элементами из камня и песчаника, Кафедральный Собор является образцом неоготического стиля, представляя собой трехнефное здание с удлиненным пресвитерием и фасадом, увенчанным двумя башнями. Внутреннее убранство Кафедрального Собора оформлено скандинавским гранитом, а окна и розетты выполнены в форме витражей, представляющих важнейшие события в жизни народа и сцену Святого Причастия.

А дальше автобус мчит туристов в торговый центр «РТАК», а паломникам предлагается ознакомиться с соляными шахтами г. Величка и известнейшими святыми местами г. Кракова. Но об этом в другой раз…

Текст и фото: Руслан Свежинский, турагентство «Туда-Сюда»

Так же на KharkovInform: