ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ


Дата публикации: 1 октября 2020

Ольга Войно-Данчишина — декан факультета последипломного образования Народной украинской академии, кандидат юридических наук, доцент.

НУА давно занимается развитием дополнительного последипломного образования. Какие тенденции сейчас в этой сфере в Украине?

Интерес в последние годы ощутимо вырос. Есть много различных исследований по дополнительному образованию для взрослых. Считается, что почти половина 25-летних задумывается о получении последипломного образования. В более взрослом возрасте (30+ и 50+) количество получающих дополнительное или второе высшее образование несколько меньше. Но все чаще специалисты высказывают мнение о том, что обучение становится «пожизненным», и в будущем доля времени, которую тратит взрослый человек на обучение, будет постоянно увеличиваться.

Какие направления последипломного образования наиболее востребованы у нас в стране? Следует сказать о программах второго высшего образования (для кого-то — третьего или четвертого). Популярными являются программы МВА (Магистра бизнес администрирования). Краткосрочные тренинги и курсы различной направленности имеют стабильный спрос. Их еще иногда  называют  «сэндвич-курсы».

События последних месяцев, связанные с карантином, объективным закрытием некоторых отраслей и направлений бизнеса, подталкивают людей к освоению новых профессий, получению дополнительных навыков. Да и в целом встряска, которую переживает мир, резко актуализировала вопросы качества и количества образования.

Какие направления наиболее популярны сейчас, если говорить о втором высшем?

Многие учебные заведения увлекаются сегодня модными названиями образовательных направлений, меняются «упаковки». При этом сохраняется спрос на экономику, предпринимательство, иностранные языки, управление персоналом (социология), которые являются базовыми, универсальными и предполагают широкий спектр профессиональных стратегий для выпускников. Но акценты, содержание этих «вечных» направлений, конечно, меняются. Больше интерес к психологической составляющей, к навыкам работы с людьми. Особенно в стрессовых условиях.

В таком востребованном направлении как подготовка Магистров бизнес администрирования (МВА) можно встретить программы mini МВА. Что это?

Цели обучения программ МВА и mini МВА схожи. Это систематизация знаний об управлении бизнесом, понимание того, в каком направлении следует развивать компанию, как оставаться в тренде даже в условиях постоянных изменений.

Основное отличие программы mini МВА от МВА General в их продолжительности: первая длится не более 6 месяцев, а вторая — до 2 лет. Народная украинская академия, например, сейчас реализует актуальную программу «Антикризисное управление». Это формат mini МВА, так как выросла востребованность коротких, динамичных, емких курсов.

Какие вообще тренды в образовании взрослых Вы бы выделили?

Раньше обучению посвящалась только небольшая часть жизни. В дальнейшем же нам придется учиться постоянно и образование станет основной активностью людей.

Индивидуальное обучение, персонализация образовательных траекторий уже приходят на место массового образования. Ярко виден массовый спрос на индивидуальность. Дистанционное обучение становится постоянным элементом образовательного процесса. Не заменяет, но очень развивается. Новые образовательные технологии вошли в нашу жизнь быстро и жестко. Если недавно хватало только институционализированного образования и диплома. Сегодня же очень востребованы альтернативные формы (тренинги, стажировки, практики и др.) и сертификаты, подтверждающие наличие навыков и опыта. Некий «смешанный» вариант.

Кто сегодня приходит получать последипломное образование к вам в академию?

Возраст слушателей колеблется от 25 до 65 лет. Базовое образование у них разнообразное: учитель, юрист, ветеринар, врач, инженер. Приходят учиться с разной мотивацией. Кто-то стремится ликвидировать пробелы  в знаниях, получив новую должность, некоторые, желая занять эту самую должность, получают недостающее образование. Часть студентов — из числа «вечных», которым просто нравится учиться и расти над собой.

Кому-то нужны знания и диплом, чтобы подтвердить свое научное звание и вести занятия на английском языке. Но тех, кто получает удовольствие, некий драйв от учебы, становится больше.

На каждом курсе есть слушатели, которые получают уже не первое образование в Народной украинской академии (окончив до этого одну из академических образовательных программ). Некоторые выпускники  по окончании последипломного   факультета поступали к нам на другие программы (например, на МВА). Среди студентов всегда есть сотрудники или преподаватели самой академии, которые получают образование, практически не отходя со своего рабочего места.

Сегодня «последипломное» — норма. С каждым годом растет число тех, кто осознает потребность постоянного пополнения багажа знаний, наработки различных видов навыков (коммуникативных, командной работы, той же «цифры»). Все больше людей, которые понимают, что в современном мире возможны только два варианта реакции на происходящее: интерес, адаптация и ступор, отступление. Очень радует, что среди наших студентов  и слушателей первых больше. Мы с ними вместе ищем пути адаптации к новому. Мы – в помощь!

Так же на KharkovInform: