Театральный Санкт-Петербург: Семь вечеров


Дата публикации: 7 декабря 2012

Для театрального туриста важнее не ГДЕ показывают, а ЧТО и КТО. Трудно уложиться даже в семь театральных вечеров, если в одно и то же время на разных театральных и концертных площадках города столько интересного.

Два вечера были посвящены Джону Ноймайеру. Этого семидесятилетнего мастера после ухода из жизни Мориса Бежара называют величайшим из живущих балетмейстеров. Его балет «Дама с камелиями», поставленный еще в 1978 году на музыку Ф. Шопена, и Гала-концерт, в котором приняли участие звезды мирового балета, показали необычайную широту творческого диапазона Ноймайера. Сам хореограф много и интересно рассказывал о своем творчестве, любви к русскому балету и его выдающемуся представителю Вацлаву Нижинскому. В финале Гала-концерта, когда его участники подняли Мастера на руки, на сцену посыпались тысячи лепестков роз. И это была лишь малая толика той благодарности и восхищения, которую по заслугам воздали Джону Ноймайеру в городе, ставшем колыбелью русского балета.

Еще один вечер был посвящен балету в помещении Эрмитажного театра, самого старого из сохранившихся театральных зданий Северной Пальмиры. Туристы из разных стран мира каждый вечер рассаживаются между его полуколоннами, где расположены скульптурные изображения Аполлона и девяти муз, а также барельефы знаменитых деятелей искусства и литературы. Здесь квартирует «Русский балет».

В Михайловском театре (который раньше называли Малым оперным) состоялся настоящий скандал на премьере оперы П. Чайковского «Евгений Онегин», которую поставил хорошо знакомый нам Андрей Жолдак. Харьковский зритель легко узнал бы самоцитаты из разных спектаклей театра Шевченко — муляжи собак из «Месяца в деревне» и трехлитровые банки из «Одного месяца Ивана Денисовича». Из таких банок, наполненных молоком, Онегин «топил» недобитого из оружия Ленского. А Татьяна в сцене письма, распалившись от страсти, открывала холодильник, откуда неожиданно выскакивал карлик с бородой. Как объяснял потом режиссер, он увидел в этом персонаже темную сторону души Онегина. Многие зрители уходили, не дождавшись финала, многие не отказывали себе в удовольствии свистеть и кричать «позор!». Но именно на это, как мы знаем, и рассчитывает театральный скандалист Жолдак. Тем более что многие питерские критики благосклонно отнеслись к его новациям, увидев в них пути обновления оперной классики.

Алиса Фрейндлих, которая через два года отметит восьмидесятилетие, по-прежнему собирает полные театральные  залы своих почитателей. В спектакле «Уроки танго и любви» Фрейндлих играет стареющую танцовщицу Мадлен, у ног которой когда-то лежал «весь Париж». Как водится в пьесах такого содержания, о Мадлен вспоминают и приглашают «тряхнуть стариной». А помогают это сделать участники танцевального коллектива «Крепостной балет» под руководством Елены Прокопьевой. «PRO Турандот», спектакль по пьесе Карло Гоцци в театре «Приют комедианта» и его участники получили в свое время большое количество разных театральных призов. Во многом благодаря ему популярным стал и режиссер Андрей Могучий. На маленькой сцене питерского «Приюта комедиантов» «PRO Турандот» решили в духе современных ток-шоу типа «Прожекторперисхилтон». Андрей Могучий как истинный постмодернист наполняет спектакль огромным количеством цитат, скетчей, клоунских приемов. Лучшие здесь — Турандот Марина Солопченко с поразительной, властной энергетикой и Александр Ронис, играющий до странности неуклюжего принца Калафа в галифе и с замашками провинциального холостяка. Тройка клоунов Дмитрий Готсдинер, Виталий Салтыков и Андрей Шимко абсолютно завладевают вниманием зала и постоянно тянут «одеяло» на себя. Этот интерактивный спектакль охотно посещает молодежь и попасть на него без поисков «лишнего билетика» невозможно.

Цирк «Дю Солейль» в рамках мирового тура привез в Санкт-Петербург программу, посвященную Майклу Джексону. На пяти представлениях этого шоу в Ледовом дворце присутствовало около 35 тысяч зрителей. Постановочный размах зрелища впечатляет. Шоу это танцевально-акробатическое, причем «танцуют» в нем не только сорок исполнителей, но и гигантская перчатка, а также ботинки короля поп-музыки. Из нескольких хореографов, сделавших шоу (в нем более 50 номеров), трое работали с самим Джексоном. Самый эффектный момент: шесть исполнителей на лонжах со светящимися контурами тел поднимаются к куполу Ледового дворца, потом как бы превращаясь в брызги праздничного фейерверка. Режиссер Дж. Кинг и сценограф Марк Фишер постарались создать эффект присутствия Майкла в шоу за счет его многочисленных портретов и видео.

Текст: Александр Чепалов

Так же на KharkovInform: