Театральные ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ


Дата публикации: 7 января 2020

2010-м годам предшествовали два десятилетия абсолютной свободы. Борясь с тривиальностью, харьковский театр продолжает расширять репертуарный, жанровый, тематический и стилевой диапазон. В этот период возрастает значение хореографии и вокала на драматической сцене, развиваются сценические технологии.
Став в 2012 г. главным режиссером театра кукол им. Афанасьева, О. Дмитриева, работая в синтетическом жанре, создает спектакли для взрослых, охватывающие мировую классику.
В постжолдаковском театре им. Шевченко раскрылся режиссерский талант А. Ковшуна и О. Стеценко. Комедийную нишу с успехом заполняют спектакли А. Аркадина-Школьника и О. Русова.
Коллектив театра им. Пушкина, потеряв в начале десятилетия бессменного руководителя А. Барсегяна, пытается сохранить сложившуюся атмосферу. Деятельный поворот в кризисных условиях совершает новый директор С. Бычко, открыв в марте 2017 г. камерную сцену «Портал на Гоголя 8» и пригласив молодых режиссеров О. Турутю-Прасолову и А. Середина, смелых интерпретаторов классики.
Малой сценой и взрослым репертуаром обзаводится ТЮЗ. Появление А. Калояна в ХНАТОБ дает новое понимание режиссуры музыкального театра.
Количество независимых театров больше не растет: они лишь замещают друг друга. И хотя явление предшествующего десятилетия — «харьковский театральный феномен» (обилие коллективов в стенах Дома актера, прежде всего «Новая сцена», Театр 19, «Может быть», SaXaLin UA), несколько сдав позиции флагмана театрального процесса в городе, не растерял творческий потенциал, оставаясь коммерчески востребованным, осваивая новые зрелищные формы («Прекрасные цветы»). Существуя обособленно, P.S., «Публицист», МДТ, Театр на Жуках и др. продолжают формирование собственной аудитории оригинального репертуара и выразительных средств. Кое-кто разрабатывал историческую («Арабески») и социальную (ПТИ) проблематику.
Часть театров предполагают студийную составляющую. Альтернативное образование привлекает международный опыт, чему способствует усиление контактов с иностранными коллегами: гастроли, обмены, постановки приглашенных режиссеров в наших театрах (поляк А. Щитко, немец М. Бартель, американец Г. Рейнхарт, россияне А. Михайлов и А. Янковский). Харьковчане участвуют в заграничных стипендиальных программах, получают поддержку международных институций и фондов.
На лидерство в театральном процессе претендует новое поколение режиссеров: Е. Авдеева, Е. Апчел, М. Бангрович, К. Васюков, А. Вусик, К. Душин, М. Коренева, А. Лебедь, К. Малинина, Л. Петренко, Р. Саркисян, А. Сердюк, Е. Сивоок, О. Сомова, Е. Федорченко, Н. Хижная и др. За редким исключением они реализуются лишь в отдельных проектах, демонстрируя неповторимый стиль, ощущение современного контекста. Плодотворно работают местные драматурги: А. Манина, Ю. Ран, В. Снегурченко, Д. Терновой и др., в целом тяготеющие к традиции абсурда. Не прерывается практика читок, дополнительный импульс получают документальные жанры.
Главное общественно-политическое событие десятилетия — Евромайдан — не мог не повлиять и на театр как действенный инструмент коммуникации, донесения европейских ценностей. Перемены принесли не только новые темы и героев, но и форматы работы с публикой. Еще раньше началось освоение новых пространств, далеких от привычных театральных площадок (например, ЕрмиловЦентр, Fabrika.Space, art-area «ДК», арт-завод «Механика»).
В 2010-х заметно оживилось, непрерывно трансформируясь, фестивальное движение. Существующую «Курбалесию» дополнили «Театроник» (2011), «Я и Села Брук» (2015), Parade-fest (2018) и др. За эти годы в Харькове сложилось полноценное явление театральной фотографии, соответствующий конкурс «5 стена».
Викентий Пухарев

Так же на KharkovInform: