ТАНЦЫ Раду Поклитару


Дата публикации: 5 апреля 2012

Первый канал российского телевидения недавно показал танцевальное шоу «Болеро», где звезды современного российского балета выходили на одну сцену с олимпийскими чемпионами по фигурному катанию. Автор идеи, продюсер и режиссер этого проекта Илья Авербух задался целью вернуть балетным артистам престижность давних времен, когда всех звезд знали в лицо.

На протяжении нескольких месяцев восемь пар-участников тренировались у лучших мировых педагогов, именитых танцоров и хореографов, среди которых — испанец Начо Дуато, итальянец Франческо Вентрилья, украинский балетмейстер Раду Поклитару и многие другие. В составе жюри были танцовщики Владимир Васильев и Гедиминас Таранда, тренер Тамара Москвина и фигуристка Татьяна Навка. Шоу вели Илзе Лиепа и Владимир Познер. Для съемок был выбран роскошный зал Михайловского театра в Санкт-Петербурге, который придавал атмосфере танцевального праздника изысканность и масштабность. Не будет преувеличением сказать, что ведущей фигурой среди балетмейстеров «Болеро» стал Раду Поклитару. Его работами восхищались и зрители, и члены жюри, и танцовщики-фигуристы. Мы воспользовались приездом Раду в Харьков с коллективом «Киев модерн балет» и взяли у него эксклюзивное интервью.

О том, как судят шоу
В подобных проектах я и сам раньше участвовал как член жюри. В шоу оценивать участников надо не просто правильно. Это должно быть интересно широкой публике. Надо говорить вещи, которые бы привлекали, цепляли зрителя, сидящего у телевизора, — это главное отличие судейства на телевидении от обычного конкурса. Судейство — это всегда субъективно. Попробуйте наговорить на восьми эфирах по 8 комментариев. Жюри мне понравилось. Я больше всего общался с В. Васильевым и Г. Тарандой. В принципе, они что думали, то и говорили. Гедиминас очень красиво высказывается, прямо как поэт.

О выборе пар и репертуара
В основном пары выбирал я. Но Илья Авербух корректировал. Работалось легко, но в безумном темпе. Я приезжал в Москву на 5 суток и использовал их по полной программе. Были дни, когда начинал в 8.30 утра и заканчивал за полночь. Никто ни с кем не ссорился, было много смеха. Чистая импровизация, никаких заготовок. Только музыка, замысел — и вперед. Авербух один раз попросил сделать «Фигаро» для Кристины Кретовой и Леши Ягудина. Я прослушал несколько музыкальных вариантов и выбрал то, что было попсово
в хорошем смысле слова. Потом уж очень захотелось поработать с Верой Арбузовой и Лешей Тихоновым. Они прилетели в Москву, и я им сделал номер.

О том, как скользко фигуристам на… полу
Фигуристам на балетном полу оказалось неудобно и, как ни странно, скользко. Роман Костомаров все время пытался упасть, но выстоял. Катание — это скольжение, как звукоизвлечение в музыке. От одного надо отвыкнуть, к другому привыкнуть. Но они молодцы, они креативные. Не было такого: не хочу, не буду.

Как просчитать будущий успех?
Как можно просчитать номер, чтобы аудитория «скушала»? Я этого не понимаю. Если бы я мог это просчитать, был бы богатым и знаменитым. Должно понравиться, прежде всего, мне. У меня были и лирические, и трагические, и комические номера. Ставил, чтобы было интересно.

О телевидении
Телевидение — хорошая штука. Уверен, что сегодня на мой спектакль придут люди, которые совсем не рассчитывали увидеть то, что я им покажу. Но не уйдут разочарованными и, надеюсь, придут еще. Как-то две барышни в кафе подошли за автографом. Они приехали в кассу за билетами. А билетов нет.
Думаю, «виновато» телевидение. Сейчас идет четвертый сезон проекта «Танцюють всі». Я поставил 10 номеров. И они не повторяются ни в чем. В Москве и Питере я ставил для звезд балета и фигурного катания, состоявшихся личностей, актеров. В Украине — для любителей. Но у них есть преимущество. Они не «испорченные», из них можно лепить все, что угодно. Хотя есть более пластически одаренные, есть менее. Я стараюсь найти пластический эквивалент их физическим возможностям…

О планах
Готовлю новый проект, но из суеверия заранее никому не рассказываю. Могу лишь поделиться, что раньше были в основном малобюджетные спектакли, а теперь очень дорогой будет. Спасибо спонсору Владимиру Филиппову и киевскому Управлению культуры. Помогают.

Текст: Александр Чепалов

Так же на KharkovInform: