СМЕЙСЯ, ПАЯЦ…


Дата публикации: 1 марта 2018

В конце февраля на сцене ХНАТОБа состоялась премьера оперы Р. Леонкавалло «Паяцы».

Лаконичная по форме (всего два акта, которые по времени длятся не более полутора часов) опера итальянского композитора второй половины XIX столетия оказывается событийно насыщенной и наполненной страстями, которые возведены в наивысшую степень. Любовь, ненависть, ревность, предательство, месть — в «Паяцах» есть все. И, что самое главное, все эти страсти смотрятся вполне естественно, ведь сюжет оперы основан на реальных событиях, свидетелем которых стал юный Руджеро Леонкавалло: актер бродячего театра во время спектакля в порыве ревности убил свою жену и ее любовника. Для композитора, который был одновременно и автором либретто «Паяцев», это яркое, трагическое воспоминание легло в основу сюжета оперы, ставшей своеобразным манифестом музыкального веризма — направления в искусстве конца XIX века, в котором главным стало изображение реальных людей со всеми их чувствами и страстями. Сюжет оперы вкратце таков: директор странствующего театра Канио женат на актрисе Недде, которая изменяет ему с крестьянином Сильвио. Клоун Тонио, также влюбленный в Недду, мстит ей за пренебрежение и раскрывает Канио глаза на предательство жены. Комедия, которую актеры играют перед зрителями вечером того же дня, настолько перекликается с реальной жизненной ситуацией, что приводит к трагической развязке. Интересно, что премьера «Паяцев» в Харькове состоялась всего через два года после мировой премьеры в 1894 году и с тех пор фактически не покидала харьковскую сцену: так, в ХХ столетии было осуществлено около десяти различных постановок этой оперы на русском и украинском языках. Новое прочтение хрестоматийного шедевра предлагают зрителям Виктория Рацюк, которая выступила в двух амплуа — режиссера-постановщика и дирижера-постановщика, и Наталья Кириллова (художник-постановщик). Постановщики нашли нестандартный подход к сюжету и оформлению оперы. Действие переносится из итальянской деревушки XIX века на современный фешенебельный курорт, крестьяне превращаются в отдыхающих, а актеры странствующей труппы выполняют одновременно роль телохранителей «босса» — директора театра. Оригинально также художественное оформление спектакля, которое, по собственному признанию постановщиков, выполнено в стиле «авангардного деконструктивизма».

Вера Мовчан

Фото: Александр Чепалов

Так же на KharkovInform: