Премьера балета «Собор Парижской Богоматери» Цезаря Пуни


Дата публикации: 30 апреля 2018

На сцене Харьковского театра оперы и балета им. Н. Лысенко 23, 30 мая

Автор исторических романов, каждый из которых стал определяющим для его времени, Виктор Гюго создал героев, которые не теряют привлекательности даже по прошествии нескольких веков. К таким персонажам, безусловно, относятся звонарь собора Нотр Дам де Пари Квазимодо и цыганка Эсмеральда. Роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» многократно экранизировался, а также становился основой для многочисленных музыкальных произведений: опер, балетов и мюзиклов. Так, огромную популярность на рубеже ХХ–XXI веков обрел французско-канадский мюзикл Риккардо Каччанте «Notre Dame de Paris». С ним может соперничать балет на музыку итальянского композитора Цезаря Пуни «Эсмеральда», облетевший все крупнейшие сцены мира. Либретто балета, написанное знаменитым балетмейстером Жюлем Перро, при сохранении главных персонажей и вех сюжета, было далеко от глубоких идей, изложенных в романе. Кроме того, завершался балет, в полном соответствии с требованиями театра того времени, счастливой развязкой: Эсмеральда и Феб счастливы вместе, а злодей Фролло погибает от руки Квазимодо. Сам Жюль Перро был расстроен таким положением вещей, однако справедливо замечал: «Трагическое должно — увы! — иметь благополучный исход, иначе сочинителя балета постигает тяжелая судьба. Нам остались в удел только сказки».

На протяжении двух столетий великие хореографы обращались к балету Цезаря Пуни и видоизменяли его либретто и хореографию, пытаясь как можно точнее передать основную идею великого литературного первоисточника. Свою версию балета представили хореограф Евгения Хасянова, либреттист Ирина Гринь, дирижер Дмитрий Морозов, художник Надежда Швец и автор костюмов Оксана Кубекина. Сохраняя музыку Цезаря Пуни, постановщики изменили сюжет балета, исключая из повествования все побочные линии и акцентируя внимание на четырех главных героях: трогательной танцовщице Эсмеральде, романтичном офицере Фебе, одержимом черной страстью священнике Клоде Фролло и звонаре Квазимодо, в уродливом теле которого скрыта прекрасная душа. Финал балета приведен в соответствие с романом и более не содержит неправдоподобного happy end.

Виктор Гюго выделял музыку из ряда искусств, говоря о том, что она способна «выразить то, что нельзя сказать, но о чем невозможно молчать». В балете «Собор Парижской Богоматери», идущем отныне на харьковской сцене, история любви и смерти героев великого романа, рассказанная языком музыки и танца, подарит зрителям яркое хореографическое зрелище. И возможно, заставит задуматься о справедливости другого афоризма великого Гюго: «Всегда любите друг друга всей душой, ведь в мире нет почти ничего, кроме любви».

Вера Мовчан

Так же на KharkovInform: