ОПЕРНЫЕ НОВАЦИИ


Дата публикации: 2 января 2021

 

Обновление музыкальной сцены может происходить по-разному. На поверхности лежат режиссерско-сценографические  интерпретации классики. Более сложный путь: поиск новых имен композиторов, заказ произведений уже маститым авторам, наконец, постановка опер, прежде у нас не ставившихся. В той или иной мере каждый из этих вариантов осваивает ХНАТОБ, среди прочего в рамках Первой украинской музыкально-театральной резиденции «Схiд Опера», итогом которой на нынешнем этапе стали два оперных спектакля. Поиск лакун в отечественном оперном репертуаре привел представителей театра Дмитрия Кутового, Сергея Гаркушу и Армена Калояна к камерным формам второй половины прошлого столетия, когда жанр претерпевает изменения, недостаточно проявленные на нашей сцене.

Начинающие театральные деятели дирижер Владислав Саверский, режиссер София Мельникова, хореограф Вагда Салех, сценограф Мария Крутоголовая, художник по костюмам Полина Панченко и видео-художник Ася Кравчук подготовили национальную премьеру абсурдной трагикомической оперы «Чоловiк, який сплутав дружину з капелюхом» британского композитора-минималиста Майкла Наймана. В ее основе одноименная книга американского невролога Оливера Сакса, описывающая случай из его врачебной практики. Доктор П., музыкант с синдромом «визуальной агнозии», собственно ментальной слепоты, вызванной нарушением деятельности правого полушария мозга, неспособен составить общую картину из различаемых им по отдельности объектов и цветов. Наступивший визуальный хаос оборачивается для него элементарным не узнаванием собственной жены. Единственное спасение в этом потерявшем смысл мире — музыка. Сенсационная история уже через год после публикации вдохновила композитора на создание оперы, у героя которой был еще один гениальный прототип — Роберт Шуман, страдавший, видимо, тем же неврологическим расстройством.

Цитируя его музыку, Найман показывает счастливые минуты обретения гармонии на фоне жестокого однообразия обыденной жизни.

«Чоловiк…» — актуален: более чем незаурядная фабула поддержана подлинно новаторской партитурой автора, известного широкой аудитории как создатель музыки для кино, в частности к картинам Питера Гринуэя. Наблюдая за течением истории, в которой нет ни одной ноты, явно окрашенной трагизмом или комизмом, как никогда уместно употребить модное словечко «эмпатия», тем более что присутствующий в постановке интерактивный момент ведет именно к этому.

Другую премьеру резиденции — мистическую камерную оперу «Медiум» американского композитора итальянского происхождения Джанкарло Менотти — осуществила постановочная группа в составе Анастасии Врублевской, Карины Климентовской, Анны Винограденко, Татьяны Овсейчук и Софии Авдеевой. Ее центральный мотив — раскаяние, наступающее тогда, когда в мир обмана вторгается какая-то необъяснимая сила. Как бы невзначай выразительные балетные вкрапления затмевают лишь номинальный мистицизм пресных мелодраматических перипетий, в сущности, превращая оперу в балет, по нелепой случайности отягощенный ненужной информацией в виде сюжета и вокальных номеров. Волнующее взаимодействие музыки и движения — вот основное содержание этого спектакля.

Постановки дебютантов в обоих случаях поддержаны блестящим исполнением солистов ХНАТОБ Юлии Антоновой, Виктории Житковой, Сергея Замыцкого, Александра Золотаренко, Вероники Коваль, Никиты Маринчака, Юлии Пискун, Анны Помпеевой, балерины Екатерины Андренко и музыкантов оркестра Skhid Opera Ensemble. Более доступным восприятие опер сделал украинский перевод Натальи Маринчак.

Викентий Пухарев

Так же на KharkovInform: