Не хватало только пиццы


Дата публикации: 31 августа 2012

В конце минувшего театрального сезона на малой сцене Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко состоялась премьера двух комических опер выдающихся итальянцев: «Рита» Г. Доницетти и «Брачный вексель» Дж. Россини. Их поставили главный дирижер театра, заслуженный деятель искусств Украины Виталий Куценко, режиссер Армен Калоян и художник Денис Ковалев.

Соседство авторов на афише удивления не вызывает — Россини и Доницетти сосуществовали (при наличии ревности в популярности) достаточно мирно. История свидетельствует, что старший по возрасту Россини однажды даже поручил Доницетти дирижировать своим произведением. И в честь этого события была вычеканена медаль с портретами того и другого. В Харькове обе стороны медали оказались достаточно рельефными и соответствующими оперно-комедийному жанру.

«Риту», которая трактует любовные отношения двух мужчин к одной женщине, в разных театрах на афише называют и «Пиратским треугольником» (один из героев добывает хлеб насущный «честным разбоем»), и «Любовью а-ля рюс» (Если бьет, значит любит), и «Разбитой чашкой» (все ссоры начинаются с пустяков).

На харьковской сцене не определились с окончательным названием «Риты». И даже объявили зрительский конкурс — победители не только увидят свой вариант на афише, а получат льготы на посещение представлений и даже подарки. В «треугольнике», невзирая на наличие в двух премьерных показах замечательных сопрано (Т. Гармаш и О. Мишарина), одаренного тенора Евгения Гаврися, симпатии зрителей были преимущественно на стороне «пирата» Александра Лапина. Артист с изысканным юмором действовал в предложенных обстоятельствах (по сюжету бывший муж уверен, что его жена сгорела, а она, в свою очередь, слышала, будто он утонул). В развязке комедийного конфликта (по аналогии с украинским «Як ковбаса та чарка, то минеться сварка») не хватало лишь пиццы и бокала красного вина. Кстати, в сентябрьских спектаклях их запланировано продавать в фойе.

Первая опера восемнадцатилетнего Россини «Брачный вексель» пропитана мелодиями, которые позже стали шлягерами в других его операх-буффа. И исполнительница, которая имеет опыт выступлений в партии Розины («Севильський цирюльник»), Елена Старикова это хорошо чувствует и даже подчеркивает. Именно она становится динамическим центром представления, которое режиссер порой «раскручивает» в безумных темпах
и калейдоскопе пластических приемов, родственных вокальной виртуозности. Безудержный Владимир Козлов, забывая о своем сценическом возрасте папы героини, жонглирует холодным оружием и придает бешеный темпоритм комическим мизансценам. Их охлаждает невозмутимой рассудительностью (тоже пропитанной юмором) богатый коммивояжер, роль которого исполняет Андрей Калюжный. Наконец, тенор Сергей Леденев, жених героини, удачно совмещает вокал с внешним комизмом и психологической убедительностью поведения. А исполнители ролей слуг Юлия Форсюк и Константин Улыбин органично дополняют ансамблевое построение представления как в режиссерском, так и музыкальном ключе. Виртуозно построенный «беспорядок» сценических ситуаций, наконец, заканчивается «хеппи-эндом», похожим на все подобные истории о горестях принудительного брака и неизбежности победы молодых героев.

Текст: Александр Чепалов.

Так же на KharkovInform: