Многоликость актера


Дата публикации: 1 февраля 2017

Популярный ведущий и шоумен, известный под псевдонимом Black Jack, давно полюбился харьковчанам своим юмором и остроумными замечаниями. Знают его –  уже как Сергея Москаленко  –  и в театральных кругах, неразрывно связывая с театром «P.S.»

Талантливый актер, многие годы посвятивший этому коллективу, он появлялся перед зрителями в совершенно разноплановых ролях. Это и Александр Амилькар из спектакля, по праву считающегося «визиткой» «P.S.» «Мсьє Амількар, або Людина, яка платить», в котором артист воплотил образ мятущегося, ненавидящего ложь человека, запутавшегося в им же созданной лжи. И герой моноспектакля «Ну, нарешті», который решил покончить с собой и за минуты, отделяющие его от смерти, успевает прожить целую жизнь. И уморительнейшие, а подчас и трагикомические персонажи из постановок «Середньовічні фарси», «Чоловік моєї дружини», «Вечеря для дурня»… И все же одной из самых интересных театральных работ Сергея Москаленко остается «Сойчине крило».

Этот спектакль Степана Пасечника по одноименной повести-новелле Ивана Франко – и сам по себе явление незаурядное по глубине мысли и изощренности режиссерской фантазии. А перед Сергеем Москаленко он ставил задачу непростую: воплотить все (за исключением главного героя, Массино) мужские персонажи. А их оказалось более десяти. Буквально несколько штрихов в одежде, пластике, мимике – и артист мгновенно менялся. Невероятно интересно наблюдать за этими перевоплощениями. Если бы они происходили не на наших глазах, сложно было бы поверить в то, что образы, так разительно отличающиеся, создает один и тот же человек. Властный, суровый, замкнутый, иногда зловеще-ироничный, а моментами подчеркнуто заботливый слуга Ивась в изысканном костюме-тройке с жабо, роскошной брошью – и чересчур эмоциональный, излишне многословный, симпатичный и жалкий одновременно, слабохарактерный инженер Володя с растрепанными волосами, в круглых очках и вязаном жилете. Заросший медведеподобный сибирский купец Никанор Ферапонтович в необъятной шубе и громадной шапке – и элегантный аферист Генрись, чьи пластичные движения больше напоминают танец, чем обычную походку. Вороватый и нервный бандит Сигизмунд – и жутковатый, одуревший от собственного всемогущества и безнаказанности пьяный тиран-солдафон Капитан, едва стоящий на ногах и вызывающий оторопь своим неадекватным поведением. Изображая последнего, произнося одно слово «мать, ма-а-а-ать» с разными интонациями и удлиняя по-разному гласные, актер создает впечатление отборной брани.

В каждом из своих персонажей Сергею Москаленко удавалось найти какую-то характерную черту и усилить ее. Гротеск здесь использовался как сознательный прием, благодаря которому зритель видел более рельефные и полнокровные типы человеческих характеров. За такую кропотливую и интересную работу над столь разноплановыми ролями жюри VIII фестиваля негосударственных театров «Курбалесия» наградило Сергея Москаленко дипломом «За превращение ремесла в искусство, а искусства – в священнодействие». Именно эти слова наиболее точно отражают то послевкусие, которое остается от спектакля. Смотреть его не устаешь – ведь каждый раз кроме эмоционального потрясения от совсем не «мелодраматической» истории Массино и его любимой, испытываешь эстетическое удовольствие и от мастерства многоликого актера.

 

Автор: Агния Пашкевич

Так же на KharkovInform: