Мистерии Пандоры


Дата публикации: 1 марта 2019

На сцене Театра оперы и балета им. Н. Лысенко / Схіd Opera прошла мировая премьера двухактного балета «Мистерии Пандоры» на музыку Рихарда Вагнера.

Рихард Вагнер, как известно, балетов никогда не писал, однако танец считал одной из важнейших составляющих в «произведении искусства будущего» (наряду с поэзией, музыкой, живописью и театром), признавая его большие выразительные возможности. Поэтому музыка композитора идеально подходит для воплощения как монументальных философских идей, так и тонких любовных переживаний средствами классической и современной хореографии. Несмотря на то, что в мировой практике существуют примеры балетов на музыку Вагнера, в Украине подобных проектов еще не было, тем интересней эксперимент харьковских постановщиков.

Сюжет мифа о прекрасной Пандоре, открытом ею ларце и последовавших за этим ужасах, известен всем. И музыка Рихарда Вагнера соответствовала избранному сюжету: мифологические истории, наделенные глубоким философским подтекстом, составляли основу его творчества. Поэтому авторы музыкальной композиции балета — главный дирижер Схid Opera Дмитрий Морозов и дирижер Павел Багинский — из различных произведений немецкого мастера создали единую партитуру, соответствующую сюжету и раскрывающую внутреннее состояние героев.

«Мистерии Пандоры» стали ярким творческим дебютом примы-балерины Схіd Opera, художественного руководителя балета Антонины Радиевской. Будучи к тому же автором оригинального либретто (консультантом по драматургии выступил заведующий литературной частью Cхіd Opera профессор Александр Чепалов), Антонина Радиевская «оживляет» каждого героя и сцену балета, создавая интересные хореографические решения, яркие массовые сцены, ансамбли и сольные номера, в которых совмещается классическая хореографическая лексика с элементами танца модерн и театра теней.

Художником-постановщиком спектакля стал солист Схіd Opera Александр Лапин, который снова поразил размахом своей фантазии. Если одежду людей и некоторые одеяния жителей Олимпа вполне можно примерить на себя в обычной жизни (и сделать это с удовольствием — настолько они стильные и оригинальные), то костюмы фурий, привидений и остальных ужасов словно сошли с полотен Босха — настоящее воплощение ночных кошмаров. Отдельно необходимо сказать о потрясающем видеоконтенте, автору которого — родоначальнице песочной анимации в Украине Дарье Пушанкиной — удалось создать совершенно особую атмосферу постапокалиптического мира спектакля, жанр которого авторы-постановщики спектакля потому и определяют как балет-пророчество…

То, что миф о Пандоре не теряет актуальности со времен античности, наталкивает на печальные мысли о том, что человечество очень плохо учится на собственных ошибках. Но создатели спектакля смотрят в будущее оптимистично и настаивают на том, что надежда (которую символизирует главный герой — храбрый возлюбленный Пандоры) есть всегда.

Вера Мовчан

Так же на KharkovInform: