«Летучая мышь»


Дата публикации: 7 Декабрь 2012
«Летучая мышь»

«Летучая мышь» И. Штрауса на сцене харьковской оперы
14, 22, 29 декабря, ХАТОБ

Программа Объединенных наций по сохранению окружающей среды объявила 2012 год Всемирным годом летучей мыши. Символичное совпадение: музыкальные театры наперебой ставят «Летучую мышь» И. Штрауса. Это название во всем мире стало символом ожидания праздника. В театре имени Н. Лысенко он уже состоялся, и в декабре 2012 — январе 2013 гг. зрителей еще не раз пригласят на новый спектакль.

Говорят, именно король этого жанра во Франции Жак Оффенбах натолкнул австрийского коллегу Иоганна Штрауса (сына) на мысль писать оперетты. Эта идея очень понравилась королю вальсов, и его «Летучая мышь» получилась насквозь танцевальной — на первых представлениях (еще в девяностые годы ХІХ века) зрительный зал буквально покачивался в такт музыке. Несмотря на то, что в былые времена эту оперетту (как, впрочем, и сейчас) многие воспринимали как развлекательный, если не легкомысленный, жанр, к ее музыкальной интерпретации обращались такие великие дирижеры, как Густав Малер (больше известный как композитор), Бруно Вальтер и Герберт фон Караян.

В Харьковском театре оперы и балета главный дирижер Виталий Куценко вернул в партитуру сокращаемые в других театрах музыкальные номера, чтобы оправдать жанр «Летучей мыши» как комической оперы, а не просто оперетты с разговорными
вставками. А дирижер Юрий Яковенко (совсем недавно он поставил балет «Золушка» на музыку Штрауса) на премьерных спектаклях придал партитуре великого австрийца атмосферу веселой беззаботности, насыщенную тонким юмором и иронией. Кстати, о Золушке. Режиссер-постановщик спектакля из Санкт-Петербурга Александр Лебедев считает, что в «Летучей мыши» реализуется еще один вариант этой старой истории: скромная домохозяйка Розалинда, попадая на бал, сводит с ума всех мужчин и, заодно, собственного мужа. Постановщики (художник Надежда Швец, хормейстер Елена Чумак, балетмейстер из Москвы Лариса Александрова), следуя этому символическому замыслу, воспроизводят всю круговерть комического сюжета без назидательности, с юмором, свойственным пьесе Николая Эрдмана и Михаила Вольпина.

Текст и фото: Александр Чепалов

Так же на KharkovInform: