ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. Живая вода фантазии


Дата публикации: 1 ноября 2019

В Харьковском театре оперы и балета подготовлен к показу беспрецендентный проект, аналогов которому нет в Украине. А одиночные пробы в мировой практике «оживить» балет П. Чайковского за счет настоящей водной стихии носят разовый характер и пока не становятся репертуарными «хитами».

В нынешней премьере театр, с одной стороны, продолжает плодотворное сотрудничество с европейскими менеджерами и инвесторами (в частности, с бельгийским импресарио Патриком Лево), с другой — продолжает постоянный поиск новых постановочных решений, интересных современному зрителю.

На стыке этих тенденций родилась идея поставить «Лебединое озеро» на воде, то есть сделать зримой сценическую метафору авторов знаменитого балета и отойти от надоевших штампов имитации водной поверхности и примитивных лебединых муляжей. При этом танец замыслен не просто «на берегу» озера, а как бы прямо на его поверхности, в большом, но неглубоком бассейне размером 12×16 метров.

Ноги танцовщиков и балерин оказываются под водой по щиколотку, что практически не мешает исполнению традиционных балетных па и сложных партерных элементов современного танца, когда тела артистов полностью покрыты водой.

Постановщика этого зрелища, французского балетмейстера Йохана Нуса, харьковские зрители знают так же хорошо, как в Западной Европе. Он с пяти лет занимался классической хореографией и хорошо освоил этот стиль танца. Вместе с тем сегодня Йохан — участник и постановщик многих престижных проектов современного зрелищного искусства, в том числе мюзиклов, шоу, телевизионных развлекательных программ и видеоклипов. Со своим постоянным ассистентом Сабриной Джиордано он успешно поставил на харьковской сцене балеты «Маленький принц», «Красавица и чудовище», а также «Кармина Бурана».

Яркий, зрелищный стиль постановщика проявился и в дорогостоящем проекте «Лебединое озеро» («Swan Lake fantasy»), где его партнерами в создании спектакля выступили автор видеоконтента Анатолий Ерехин, художник по свету Максим Райхер, автор костюмов Александр Лапин, известный как яркий и креативный художник. Согласно творческой заявке, он выполнил костюмы первого акта в модном нынче и непринужденном стиле кежуал, лебединые сцены (второй и четвертый акты) будут выглядеть как типичная неоклассика, а третий акт во дворце предстанет гламурным, но в чернобелой гамме…

Как известно, балет П. Чайковского «Лебединое озеро» в классическом варианте делится на шесть действий. Причем второе и четвертое происходят на берегу (в нашем варианте прямо на воде). Партии черных лебедей Й. Нус поручил танцовщикам, белых — балеринам. Есть много сюрпризов в хореографии. Например, танец маленьких лебедей на водной глади будут исполнять не четыре танцовщицы, как обычно, а сразу двенадцать, причем движения танца останутся прежними, изменится только его пространственная композиция. Многие наработки авторов классической редакции балета Мариуса Петипа и Льва Иванова останутся нетронутыми, но Йохан использовал также несколько фрагментов легендарной постановки «Лебединого озера» Рудольфа Нуреева и некоторых других европейских хореографов, особенно в первом и третьем (традиционных) действиях. Впрочем, изменения есть и в самом сюжете балета. Кстати, и финал будет необычным — таким, который предусмотрел сам Чайковский.

Фантазия французского балетмейстера на темы «Лебединого озера» — это не просто сенсация, а один из самых дорогостоящих проектов в истории харьковского театра. После премьерных спектаклей в Харькове 1–4 ноября балет уже ждут на одном из европейских фестивалей.

Александр Чепалов

Фото: Александр Шахматов

Так же на KharkovInform: