«Королева красоты»


Дата публикации: 7 декабря 2012

«Королева красоты»
7, 27 декабря, театр им. Т.Г. Шевченко (м/сц).

В молодости кажется, что жить достойно — легко. С возрастом, однако, понимаешь, что позволить себе эту роскошь может не каждый. Ведь ежечасно придется охотнее давать, чем брать, воспринимать чужую боль как собственную, не искать покровительства, не мстить обидчику. С другой же стороны — охранять собственную независимость, уметь прощать и терпеливо ждать (понимания)…

Выбор, обыкновенно, существует всегда. Но… что делать благородному человеку, окруженному ужасающей стеной сурового климата и жуткой изгородью духовной нищеты, со своей абсолютно бессмысленной в данном пространстве чистотой? Отыскать «родственного» человека и прожить с ним, любя, целую жизнь? В известной пьесе популярного ирландского драматурга Мартина МакДонаха святая (до поры до времени) героиня именно этим благороднейшим искусством и пытается заняться. Но поиск «родственника» и «путь святости» на отдельно взятом «островке собственной души» доводит ее до преступления… Действительно, не умозрительную дилемму подкидывает Морин жизнь. Она с ней справляется, но становится ли ей от этого легче? В каком-то смысле — «да». Ведь когда Бог крадет у Красоты разум, этим он избавляет избранницу от ответственности. И от укоров совести. Да, она осталась ни с чем, но, в отличие от Раскольникова, она и не думает посыпать голову пеплом. Напротив, когда сорокалетняя женщина выигрывает невидимую битву на крошечном островке своей мечты, окруженная всепроникающим душевным развратом, — выигрывает, конечно, лишь в своем воображении… она навсегда остается в этом воображении Королевой.

Исполнительница роли Морин (Ирина Роженко) — главная и несомненная удача этой постановки. Сценографическое решение на грани натурализма — выше всяких похвал. А адекватное прочтение современной пьесы станет новой точкой отсчета в режиссерском творчестве Степана Пасичника. Как «выправить» иноземную «жизненную конструкцию» без ущерба для художественной целостности спектакля и «подогнать» оную под восприятие зрителя другой ментальности — целая наука. Наукой этой, похоже, режиссер владеет в полной мере.

Текст: Юлий Швец

Так же на KharkovInform: