Кирилл Серебренников. Актуальное искусство


Дата публикации: 1 октября 2020

Среди скудного ряда событий театральной жизни эпохи затянувшегося карантина, завершение судебного процесса по делу «Седьмой студии» стало едва ли не основной новостью. Далеко не единственный и точно не самый радикальный представитель российского театрального авангарда, Кирилл Серебренников, бесспорно, является его основной витриной для мира. Отсюда пристальное внимание европейских коллег к вынесенному этим летом режиссеру условному приговору. На одной чаше весов очутились десятки театральных и кинематографических наград, включая «Золотую маску», ТЭФИ, гран-при Римского кинофестиваля, на другой — сомнительная официальная версия, согласно которой имело место хищение государственных средств, выделявшихся более пяти лет назад на проект «Платформа». Неизвестно был ли этот суд изощренным преследованием инакомыслия или жестоким следствием борьбы за существование внутри профессионального сообщества? Так или иначе, опошление яркой страницы истории театра XXI века не только не повредило репутации Серебренникова как «модного режиссера» (на этом поприще его ощутимо теснит Константин Богомолов), но умножило его славу, ведь давно замечено, что сложный социально-политический субстрат его отечества издавна примечает страдальцев. Только так чаще всего таланты переводят в разряд гениев, окружая народной любовью, запоздалым принятием всего ими созданного. В прошлом веке так было с Мейерхольдом и Любимовым, нынешний преподнес еще один печальный повод обратить внимание россиян на свой театр. Однако выпавшее на долю буддиста-Серебренникова испытание двухлетним домашним арестом лишь ненадолго выбило его из привычного творческого ритма. В дни заточения премьеры продолжали исправно выходить, благо современные технологии позволяют работать дистанционно.

Стремительный путь Серебренникова к сцене лишен терний. Вчерашний золотой медалист и красный дипломник физфака, комсомолец и звезда самодеятельности из Ростова-на-Дону, пробующий силы на столичном телевидении, в 2001 году дебютировал в Москве спектаклем «Пластилин» по Василию Сигареву. Умеренный интеллектуализм, корректный эпатаж, погружение в близкую и понятную каждому этическую проблематику, сотворили вокруг имени Серебренникова ореол богемного снобизма, парадоксальным образом отвечающего чаяньям молодежи. Истеблишмент, причем первого ряда, также увидел в нем своего. Перед провинциалом-дилетантом, несущим новую драму, конечно, со всеми вытекающими из нее лексическими особенностями, радушно распахиваются двери МХТ им. Чехова («Терроризм» по братьям Пресняковым), «Современника» («Голая пионерка» по Михаилу Кононову), Большого театра (балеты «Герой нашего времени» и «Нуреев», оба на музыку Ильи Демуцкого, в хореографии Юрия Посохова).

Постановки Серебренникова украсили драматические и оперные сцены Берлина, Гамбурга, Риги, Санкт-Петербурга, Цюриха, Штутгарта. Фестивальный успех неизменно сопровождает фильмы «Изображая жертву», «Короткое замыкание», «Измена», «Лето».

Актерско-режиссерский курс Серебренникова в Школе-студии МХАТ стал основой «Седьмой студии». В том же 2012 году он возглавил Московский драмтеатр им. Гоголя, мгновенно трансформировавшийся в Гоголь-центр, где кроме спектаклей публику ждут концерты, кинопоказы, лекции и т.д. Переосмысление классики («Лес» Островского, «Мещане» Горького, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Мертвые души» Гоголя, «Маленькие трагедии» Пушкина) и обращение к актуальной российской и западной драматургии («Человек-подушка»  по Мартину Макдонаху, «Идиоты» по Ларсу фон Триеру, «(М)ученик» по Мариусу фон Майенбургу) выдвинули имя Серебренникова в первый ряд. И нельзя сказать наверняка, что сильнее подействовало на зрителя — «Кому на Руси жить хорошо» по хрестоматийной поэме Некрасова или «Отморозки», инсценировка автобиографического романа одиозного Прилепина? Обращаясь к прошлому, он видит в нем зеркало настоящего, различая только созвучное текущей злободневности. Природа искусства Серебренникова в считывании этих трендов и облечении их в наиболее убедительную художественную форму. Вовсе не чуждо ему и эстетическое измерение (спектакли «Барокко», «Outside»), более того практически всегда Серебренников выступает художником своих спектаклей. Верные ученики Александр Горчилин, Никита Кукушкин, Александра Ревенко и др., окрещенные и экранными работами мастера, — универсальные актеры, способные говорить от первого лица.

Викентий Пухарев

Так же на KharkovInform: