«ИОЛАНТА»: КОСМИЧЕСКИЕ СНЫ И МИР, ПОЛНЫЙ КРАСОК


Дата публикации: 30 июня 2018

Харьковский театр оперы и балета в этом сезоне порадовал восемью новыми спектаклями. Одним из них стала опера «Иоланта» П. Чайковского, поставленная творческим тандемом Виктории Рацюк (дирижер, режиссер) и Натальи Кирилловой (сценограф, художник по костюмам).

Первая постановка этой оперы в Харькове состоялась в 1969 году и была ориентирована, скорее, на детскую и юношескую аудиторию, к чему, собственно, обязывал сам сюжет: юная дочь короля Прованса Рене Иоланта слепа от рождения. Отец, стараясь защитить ее от злой судьбы, поселяет дочь в уединенном замке и запрещает окружающим открывать принцессе правду о ее недуге. Его решение может иметь плохие последствия: мавританский лекарь утверждает, что Иоланта может прозреть, только если сама захочет увидеть настоящий мир, полный красок. В замок проникает рыцарь Водемон, который влюбляется в прекрасную принцессу и, не зная о запрете короля, открывает ей роковую тайну. Иоланта, страстно желая спасти любимого (которому теперь грозит смерть), соглашается на операцию и, в конечном итоге, прозревает. Завершается опера не просто хеппи эндом, но и оптимистичным гимном солнцу, свету.

Лирическая идиллия, царящая на сцене, камерность оперы (ее продолжительность меньше двух часов), сюжет, завершающийся столь любимым детьми «жили долго и счастливо», прекрасная музыка, всегда делали ее любимой юными зрителями наравне с балетом «Щелкунчик» П. Чайковского (к слову, изначально композитор планировал объединить эти два произведения для исполнения в один вечер).

Однако новая «Иоланта» кардинально отличается как от старой харьковской постановки, так и от всех известных мировых трактовок этой оперы. Аудитория, которую привлечет этот спектакль, скорее, молодежная, которая ждет от театра в первую очередь смелых экспериментов, необычных художественных решений. Традиционные декорации здесь заменены анимированными 3D проекциями, погружающими зрителей то в мир космических снов Иоланты, то в подсознание отчаявшегося отца, то в атмосферу зарождающегося любовного чувства. Костюмы вызывают вполне явные ассоциации с культовыми «Звездными войнами» Джорджа Лукаса (чего стоят только световые мечи у верных стражей короля Рене!). Кроме того, режиссер вводит в сюжет новых персонажей, видоизменяет место и время действия, пытается донести до зрителей философские мысли, сокрытые между строк литературного первоисточника — драмы Г. Герца «Дочь короля Рене»…

Спектакль состоится 4 июля в рамках фестиваля «Summer opera fest». Главные партии исполнят молодые солисты оперной труппы, лауреаты многочисленных международных конкурсов Олеся Мишарина (Иоланта), Александр Золотаренко (Водемон), Сергей Замыцкий (Король Рене), Владимир Козлов (Роберт, герцог Бургундский).

Вера Мовчан

Так же на KharkovInform: