ГРА. Воспоминания о будущем


Дата публикации: 1 марта 2019

Всеукраинский театральный фестиваль-премия «ГРА» назвал лучший драматический спектакль — «Вiй. Докудрама», камерный — «Виталик» и музыкальный — опера «Дидона и Эней».

Черниговский театр им. Т. Шевченко, имея в репертуаре инсценировки М. Старицкого повестей Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь», дополнил этот цикл «Вием», обратившись к пьесе украинского драматурга современности Натальи Ворожбит. Спектакль «Вiй. Докудрама» поставил художественный руководитель театра Андрей Бакиров. Обе истории не вполне тождественны, и дело отнюдь не в перенесении действия пьесы в наши дни. Тем не менее сохраняется гоголевская атмосфера — эпический размах и, конечно, мистика. Убедительная панорама современной украинской провинции, исподволь звучащая дополнительная тема исторической памяти, обостренная столкновением с носителями другой культуры, преображается в фантасмагорию. Инфернальная сторона обыденности, разрастаясь по мере действия, задает трагикомический пафос образам ведьм — оклеветанной Дреньки, Оксаны (аналог панночки) и бабы Соньки, предстающей в этом делирии, помимо старой, в молодой и так называемой средней ипостасях. Их энергетика раскрывается в колоритных сценах дороги, свадьбы, расследования, с первых мгновений захватывающих зрителя парадоксальностью ситуаций и изобретательностью сценических приемов. В целом, следует говорить о синтезе классических традиций украинского театра с его вниманием к характерным деталям, музыкальностью и современных подходов, существующих вне жанровых рамок.

«Дикий театр» — бесспорно феномен столичной независимой сцены. Появившись три года назад, он концептуально подошел к своему имиджу и репертуарной политике, обратившись к остросоциальным и вместе с тем пьесам преимущественно современных авторов. Большинство из них поставил Максим Голенко, принадлежащий к тем режиссерам, которые, следуя известной поговорке, способны поставить даже телефонную книгу, придав ее содержанию непременные зрелищность и актуальность художественного языка. Свою работу, где главные декларируемые средства — провокация и эпатаж, «Дикий театр» адресует прежде всего думающему зрителю, предупреждая, что неподготовленную аудиторию их спектакли способны травмировать.

«Виталик. Спектакль о мужчине» донельзя откровенный рассказ, словно не предполагавший прочтения, все-таки был изложен публично, в привычной для нашего времени форме записей в социальной сети, где их обнаружила проницательная руководительница «Дикого театра» Ярослава Кравченко. Из автобиографических заметок журналиста Виталия Ченского вышла пьеса «Улисс». Его «Одиссея» в поисках наполненной жизни лежит из родного Мариуполя в Киев сквозь события новейшей истории Украины: путь падений, ошибок, разочарований, не сулящий герою ничего благостного. Злободневность — главное достоинство и недостаток этой истории. 40-летний Виталик, совмещая многие черты украинских мужчин, вовсе не выглядит нашим типичным современником. Ожидаемо инфантильный аутсайдер и конформист, он обладает развитым интеллектом, критическим мышлением. Брутальный циник, Виталик с трудом обходится без непечатных выражений. Повествование от первого лица нашло эффектное сценическое воплощение. Монолог «распался» на два голоса, две характеристики одной личности, ее двойственная природа, в конце концов, мужское и женское начала.

Недавно возникший независимый проект Open Opera Ukraine стремится соответствовать мировым стандартом в сфере музыкального театра. Постановка барочной оперы Г. Перселла «Дидона и Эней» на данный момент — крупнейшее событие в их практике. Премией «ГРА» она отмечена как театральное явление, следовательно, заслуга режиссера в этой победе неоспорима. Совместно с дирижером, хормейстером и художником над постановкой оперы работала Тамара Трунова, едва ли не самый востребованный молодой театральный режиссер. Ее спектакли идут в большинстве столичных театров, и, в отличие от многих коллег, она выходит за рамки драматического искусства, имея опыт нескольких постановок опер и оперетт. Если музыкальное исполнение максимально приближено к исходному звучанию за счет привлечения подлинных инструментов, а либретто Н. Тейта по мотивам Вергилия в точности сохранено, то именно в режиссуре, гармонично дополненной работой художника, и заключена главная новация постановки. Ее авторы полагают, что в нынешнем столетии идею этой оперы следует понимать как «признание бессилия ума перед чувством». Реализуя эту концепцию и двигаясь навстречу основной идее проекта — работе в формате «оперы без стен», — Трунова предлагает солистам и хору предельно тесную пространственную связь со зрительным залом. Преодоление статичности оперного пения выражено здесь в условном характере точных и выразительных мизансцен. Партии Дидоны, Белинды, колдуньи и ведьм отмечены красочной эмоциональностью, в контрасте с которыми пребывают сдержанные образы второй служанки, Энея и остальных троянцев.

Викентий Пухарев

Так же на KharkovInform: