Филипп Дикань: «Делаю то, что мне нравится больше всего: рассказываю истории города»


Дата публикации: 7 января 2020

Филипп Дикань — лицо харьковской журналистики и телевидения. Самое интеллигентное. Ведущий (на «АТН») телепередачи «Отражение», создатель программы — и портала — «Харьковские старости», руководитель пресс-центра «KHARKIV Today», и мн. др., а также актёр театра «Мадригал».

Журналистика вроде должна быть нахрапистой, наглой, пробивной, но у Вас абсолютно другой стиль — хочется сказать, какой-то нехарьковский. Или харьковский?

Честно говоря, никогда не задумывался над стилем. Да и нет, по-моему, какого-то особого стиля украинской журналистики — киевского, харьковского, полтавского, львовского и т. д. Я уважаю собеседника, по крайней мере стараюсь, даже тогда, когда абсолютно не разделяю его взгляды, более того — не люблю его как человека. Но во время интервью главный не интервьюер, а его собеседник. В конце концов, куда больше раздражает, когда язвишь или задаёшь неприятные вопросы с улыбкой и спокойным, мягким тоном, чем с раздражением и злостью.

И в продолжение вопроса. Вы, историк по образованию, — скрупулёзный исследователь истории Харькова. Какие самые поразительные черты обнаруживает наш город в исторической ретроспективе?

Мне кажется, тотальное неумение учить уроки собственной истории, извлекать из неё лучшее и, наоборот, упорное наступание на те же грабли. Впрочем, это особенность не только Харькова, но и страны в целом, увы.

С другой стороны, невероятная тяга к культуре, культурным инициативам. Это было и 150, и 100 лет назад, и сейчас. И пусть не так чтобы широк «круг этих людей», но всегда находятся энтузиасты, которые что-то придумывают, как, скажем, Дни музыки, Дни улицы, Ночи истории, и те, кто их поддерживает участием хотя бы в качестве зрителей-слушателей. Было бы здорово, если бы ещё и материально помогали, но здесь харьковцы, как называли себя жители города ещё сто лет назад, традиционно инертны.

Мне было бы сложно перечислить все телепередачи, которые Вы вели, — а Вы могли бы назвать самую любимую? Или самую характерную для себя, самую Вашу?

Конечно, «Стародрук», там я делаю то, что мне нравится, пожалуй, больше всего: рассказываю истории города, то, что когда-то было новостями и давно перешло в разряд «старостей».

В пресс-центре «KHARKIV Today» — масса мероприятий, лекций, встреч, пресс-конференций. Это как раньше клуб, или в советское время — дом культуры? Или сообщество в нынешнем понимании?

Если и дом культуры, уж точно не советский — здесь нет ни пафоса, ни обязаловки. И не совсем сообщество, если говорить именно о современной его трактовке, потому что наши онлайн-компании, назовём их так, выхолощены, ограничены кругом людей, разделяющих наши мысли, увлечения, интересы, такой себе уютный мирок единомышленников — кто не с нами, тот против нас. Поэтому, скорее, клуб людей, любящих историю, культуру и обязательно желающих открывать для себя новое.

Очень неожиданно, что Вы театральный артист. Это какая-то особая грань журналистской профессии?

Ну, артист — это слишком серьёзно. Я называю это актёрством, хотя очень люблю эту часть жизни и отношусь к ней серьёзно, она куда больше, чем просто хобби. К журналистике это, безусловно, не имеет никакого отношения. Театр я люблю сызмальства, сколько себя помню, любил представлять, играть кого-то. В «Мадригал», где я имею честь выходить на сцену, я пришёл непосредственно из КВН, причём на год раньше, чем в журналистику. И продолжаю получать кайф в обеих, так сказать, ипостасях.

Интервьюировал Андрей Краснящих

Так же на KharkovInform: