Двойникование Ирин


Дата публикации: 4 мая 2020

 

Ирина Сафина — режиссер и актриса, одно из звеньев славной когорты учеников и последователей Владимира Гориславца, основателя театра «Котелок». Род занятий Ирины Авдеевой точнее всего определяет слово «перформер», ведь все, что составляет круг ее интересов — перформанс. Обе артистки принадлежат к поколению, по-настоящему открывшему новое столетие-тысячелетие в культурной жизни Харькова. Оговоримся. Во-первых, действительно открывших, т.е. сумевших сказать новое слово, если не отрицающее, спорящее с прежним положением вещей, то, во всяком случае, точно непохожее ни на что. Иными словами, метафора «чистого листа» здесь реализуется буквально.
Во-вторых, это открытие, несомненно, локально, оно затрагивает лишь малую, а для многих и вовсе незаметную часть нашего культурного ландшафта, но в этом видится и своеобразное преимущество. Итак, перед нами подлинный андеграунд — живой, осмысленный, честный.
На этом, пожалуй, сходство обеих героинь заканчивается, но различие их заключает взаимное дополнение, словно они составляют два никоим образом не противоречащих, неотъемлемых элемента общей картины. Есть еще одно объединяющее обстоятельство. И та и другая выступают своеобразными летописцами нашей альтернативной сцены последних 10-15 лет. Нередко обе Ирины пересекаются на одних площадках — в публичном пространстве города, например, во время Ночи музеев или Дня уличной музыки. Все это становится достоянием их персональных видеоканалов.
В данном случае Ирина Сафина выступает в роли документатора определенного среза харьковского театра, музыки. Культурный слой, к которому она всецело принадлежит, периодически становится для нее объектом фиксации. Погруженная в контекст, она проводит видеосъемку спектаклей и концертов. В центре внимания — родной театр «Котелок», прошедший долгий путь, знавший взлеты и падения. Понимание роли театра, как места, где каждый может посмотреть на себя со стороны, с легкостью оборачивалось переходом из зрителей в актеры, режиссеры и драматурги. Лабораторная работа «Котелка», как и результат этих опытов в определенных кругах снискали беспримерную славу. Легендарные спектакли рубежа 2000-2010-х «Двое румын, говорящих по-польски» Д. Масловской, «Лодочник» А. Яблонской, «Кислород» И. Вырыпаева можно увидеть и сейчас благодаря видео И. Сафиной. Со спектаклями соседствуют концерты групп «Действо», «Труба», «Четвертый реактор», интересное музыкально-поэтическое явление Арт-Подъезд Владимира Хмелева.
www.youtube.com/channel/UC5W2VJNXXwAVkFwJn8uowNg

Путь Ирины Авдеевой другой. Она героиня многих собранных ею видео. Действуя на сцене, она, таким образом, действует и в кадре. Осваивая различные техники, участвуя в отдельных проектах (например, танцевальный спектакль Dance field/FEELING хореографа Юлии Чурсиной, 2015), фестивалях и мастер-классах, сегодня она руководит Лабораторией телесных образов ArTtело, одним из первых опытов которой стал перформанс «Памфлейты. После прочтения сжечь» (2016). Поражает обилие жанров: танцевальный перформанс, синестетический перформанс, буто-перформанс, телесная инсталляция, свободная импровизация, уличный фарс-перформанс, перформанс среди жизни, литературно-ритуальный вечер. В качестве перформера-импровизатора Ирина нередко взаимодействует с живой музыкой групп «Пятница Дробь Суббота», Kharkov Guitar Quartet, White Blood Blue Bones, с микро-операми Ричарда Камерона-Вульфа. Кажется все — от барочной классики и джаза до электронной музыки и психоделики — ей подвластно. Есть еще одна грань ее таланта — менее публичная, но от этого не менее существенная, работа в группе больничной клоунады «Файнi носи».
www.youtube.com/channel/UCgSsL0aTKkijmUtrj7XUj6g
Викентий Пухарев

Так же на KharkovInform: