ДОМ ИНЖЕНЕРА ЯКОВА ФИЛИНА


Дата публикации: 2 ноября 2020

 

Gaudeamus igitur (Будем веселиться!) — песнь вагантов оглашает школьный выпускной, вовсе не случайно возникающий в финале спектакля «Дом инженера Якова Филина», ведь играющие сегодня на малой сцене театра им. Пушкина актеры — вчерашние выпускники мастерской Леонида Садовского в университете искусств. В театральной лаборатории «Траектория» под руководством режиссера Александра Середина произошло то, что должно было случиться, но едва ли реализовалось бы в иных условиях настолько полно. Изначально неизбежная, их встреча сулила нечто особенное, и в кратчайшие сроки, немногим более месяца, они произвели на свет откровенный, критический, но при этом безгранично влюбленный взгляд на наш город. Ярчайший пример ОСТРАНЕНИЯ (термин Виктора Шкловского), фантасмагории, местами переходящей в мистификацию, словно во сне (одного из героев) перед олимпиадой по «Харькiвщинознавсту». Каждая из полистилистических и разножанровых новелл, созданных, как значится в афише, «по мотивам харьковских домов», в отдельности выглядит эскизом серьезного спектакля, превосходящего многое из того, чем радует зрителей сегодняшняя независимая сцена. В «Доме» Середин прибегает к автоцитатам, но узнаваемые приемы и образы получают здесь иное звучание, не изменяя оригинальности, оставаясь верными многослойной иронии. Изобретательное сценическое пространство: окно, веревка, старинные стулья, символизирующие  связь времен, и кирпичи, выступающие универсальным предметом-ключом. Музыка — то стильное ретро, то маргинальные зоны популярной музыки, как всегда верно возникает в нужном месте.

Таинственный пользователь пневматической почты, персонаж Даниила Никифорова, непроницаемые герои Павла Головченко, Юрия Мережко и Александра Плехуна, недосягаемая муза ученого, прекрасная дама, вызывающая рыцарские порывы фабриканта, вещающая монологами Арина Колесниченко — серединский тип актерской игры. Персонажи Капитолины Колобовой — пионер, Йося, классная руководительница, пловчиха, прощающаяся с прошлым, — эмоциональные протагонисты действия.

Наконец, пациентка Сабуровой дачи по кличке Замкнутая (Наталья Полонская). В ее нервных движениях, точнее повадках, в запуганно-хищном взгляде, скользящем по первому ряду, в речи, кажется лишенной мягких звуков, чувствуется какое-то благородное неизвестное животное, выставленное на всеобщее обозрение в бесконечно реконструируемом зоопарке. Она одна из проводниц вопиюще-спорных проявлений воли власти и общественного безволия, которым противостоит Яков Филин (Виктор Ермоленко). Бессмертный супергерой? Борец за прогресс и справедливость, обреченный на непонимание. Совесть вечно молодого Харькова, его память и энергия. Именно он защищает дома, которые остальные норовят разрушить или изуродовать, естественно, не щадя и жильцов нынешних и бывших. Актуальность историй домов — неисчерпаема.

Викентий Пухарев

Так же на KharkovInform: