Антон и Наташа в поисках смысла жизни, 7 февраля, ТКЦ


Дата публикации: 5 февраля 2019

В конце минувшего года двумя премьерами подряд заявил о себе новый харьковский независимый театр «Нефть». Впервые загадочное название появилось весной на афише премьерного спектакля-шоу «Антон и Наташа в поисках смысла жизни». Его создатели — режиссер и актеры театра «Прекрасные цветы» Артем Вусик и Игорь Ключник — назвали «Нефть» своими партнерами. Лишь спустя полгода стало ясно, что «Нефть» — детище той же команды.

Появившись из актерского капустника в 2011 г., отсюда несколько вычурное название, театр «Прекрасные цветы» прошел эволюцию от коллективного творчества к подлинно режиссерскому театру, от герметичности сценического произведения к интерактивности, от комического абсурда к социальной публицистике, в конечном итоге, от пластического языка с полным отсутствием слов к почти эстрадному разговорному жанру.

Что же заставило один из самых успешных театров Харькова заняться новым проектом, лежащим в стороне от их авторского бессловесно-пластического жанра фанк-футуризм? Желание заговорить? Но в «Антоне и Наташе» «Цветы» говорили не в первый раз, однако, в отличие от их предшествующей работы «ДПЮ», не о реальных историях из общественно-политической злободневности, а на более привычные для них темы любви, самореализации, осмысленного существования. Говорили от имени персонажей, от своего лица, предлагали высказаться публике. Значит, причина в ином?

Основывая театр «Нефть», Вусик и Ключник утверждают абсолютную свободу в выборе тем и художественных приемов, что уже выразилось в расширении привычных рамок театра в области телевизионных шоу и эстрады. Намеренный отказ от постоянной труппы восполняется максимальной открытостью в подборе участников при подготовке очередного проекта.

Первой самостоятельной постановкой «Нефти» стал спектакль «Орфей: Public Talk», в котором со своеобразным юмором рассуждают об одиночестве, отношениях в паре, браке, но прежде всего о «вечной любви» в ее самых разнообразных, порой неожиданных проявлениях. Гость ток-шоу Орфей (И. Ключник) в своих откровениях, оправдывая героическое имя, время от времени переходит к пению. Найти Эвридику ему помогают актер-ведущий (А. Вусик) и анимационные персонажи: курочка София вместе с искусственным интеллектом Алесей. Пародийное шоу, следуя жанру, то и дело перебивает реклама — остроумные видеоролики, созданные при участии известных харьковских актеров.

И все же полнее специфику нового театра раскрывает спектакль-нуар «Страждання на Гончарiвцi» по мотивам пьесы Квитки-Основяненко «Сватання на Гончарiвцi» (1835), премьера которого состоялась в рамках «Квiтка Day». Обращение к наследию Квитки неслучайно и не исчерпывается его 240-летием. В данном случае «Нефтью» двигало желание приобщить к украинской классике молодую аудиторию, преодолевая контекст школьной программы. Вспомнить, что комедия, созданная в Харькове и о харьковчанах, стала своего рода эталонной в соответствующем жанре отечественной драматургии. В ней затронуты проблемы диалога поколений, индивидуума и социума, любви, общественной критики, экологии и т.д., но донесены они в легкой ироничной форме. Сохранить эту атмосферу, сделав ее более актуальной, и стремились создатели спектакля. Кроме того, помня о заслугах Квитки как театрального деятеля, они предлагают объявить день его рождения, 29 ноября, Днем харьковского театра и отмечать его впредь ежегодно.

Как и в случае с большинством спектаклей «Прекрасных цветов», в связи со «Стражданням» следует говорить о реализации модели режиссерского театра, где творцом выступает Вусик. Имея опыт актера и режиссера кукольного театра, он иначе работает с драматической сценой, в частности, уделяя огромное внимание визуальной стороне спектакля, привлекая соответствующих специалистов, что подтверждают его постановки во Львове и Сумах. По его задумке, в спектакле речь идет не о конфликте, а о тотальном факте «страдания», сквозь призму которого им воспринимается украинская идентичность. В своем манифесте, созданном к премьере, создатели спектакля призывают: «Мы уверены, что любым проблемам нужно улыбаться в лицо, высмеивать — и тогда их станет легче преодолевать. Окончим время самоуничтожения и вечной печали, здесь и сейчас».

Обе постановки «Нефти» осуществлялись в короткие сроки. В случае со вторым, в ходе кастинга были отобраны участники — представители молодого поколения, как профессиональные актеры тетра им. Пушкина, театра кукол, ТЮЗа, так и непрофессионалы. Основной акцент в работе с актерами сделан на пластике (хореограф Н. Хижна) и вокале (педагог А. Малацковская). Последнее необходимо для воплощения на сцене оригинальной музыки С. Кононова и С. Савенко, местами предававшей спектаклю форму концерта.

Декларируемый режиссером полный отход от эстетики классического украинского театра во многом коснулся и традиционного антуража. Попытка, по сути, деукраинизировать материал пьесы ограничивается визуальным уровнем. Вместо «тына» и «шаровар» зрителю предлагают более «трендовые» элементы современной культуры. Колоссальную роль в постановке без декораций играют художники по костюмам (П. Карпова) и свету (А. Чиж). Собственно их усилиями персонажи становятся, как заявлено в программе, «актуальными», «конкурентоспособными», «интересными» зрителю.

Актерские силы разнообразны и выразительны. Комичному олицетворению патриархальной инертности в лице Прокопия Шкурата (Д. Третяк), Павла Кандзюбы (А. Олешко) и Стецька (А. Хиль) противостоит благородная энергичность Алексея (М. Татарчук) и Осипа Скорика (О. Маковейчук). Особенно удачны женские образы (Одарка – М. Кравченко, Ульяна – Е. Любченко).

Викентий Пухарев

Так же на KharkovInform: