Не сошедший на землю


Дата публикации: 31 января 2012

Моноспектакль Олега Меньшикова по пьесе итальянца Алессандро Барикко «1900» говорит, прежде всего, о том, что замечательный артист ищет себе применение вне традиционного репертуара и обычных театральных форм. Тесно ему среди них… А герой Барикко действительно похож на Меньшикова своей феноменальной интуицией и аномальной чувствительностью, для которых не обязателен конкретный жизненный опыт.

Пьеса «1900» — история, знакомая зрителям по фильму Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте посреди океана». В театральном монологе друга и коллеги главного героя (от его имени ведется повествование) речь идет о подкидыше, найденном на трансатлантическом корабле. Мальчик по имени Тысяча Девятисотый, ровесник ХХ века («Novecento» по-итальянски), вырос на борту и никогда не сходил на берег. При этом он стал потрясающим пианистом. Так и провел всю жизнь между Америкой и Европой, и в конце концов ушел на дно вместе с судном, которое взорвали по причине износа.

«1900» — это моноспектакль, хотя на сцене присутствует оркестр, сопровождающий действие живой музыкой. Когда в Харькове проходили Дни Петербурга, на малой сцене ХАТОБа этот же спектакль (но в другом исполнении) сопровождал ансамбль под управлением великого джазмена Давида Голощекина. И музыка, таким образом, становилась главным элементом повествования. В спектакле Олега Меньшикова (который, кстати, он сам и поставил) то же, да не то. Артист может переиграть любую музыку, предложив свою актерскую «мелодию» и интерпретацию любой сценической «темы».

Можно сколько угодно рассказывать о том, где учился этот актер и в каких фильмах снимался. Но «случай Меньшикова» не предполагает обязательного родства с предшествующими персонажами. Будь то Демон (герой Лермонтова) или инфантильный обаяшка из «Покровских ворот». Имидж наиболее стильного российского актера, актера-загадки, небожителя или, как минимум, обитателя башни из слоновой кости, сопровождает Меньшикова везде, где бы он ни появлялся. И в этом моноспектакле тем более. Актер не мелькает на экранах так часто, как, к примеру, Сергей Безруков или Евгений Миронов. Он избегает светских тусовок, предпочитая общаться со зрителем через рампу. Один из критиков остроумно заметил, что Меньшиков к тому же выбирает «политику кратковременного блистания», очень быстро снимая новые постановки с репертуара, и потому «1900» («Novecento») надо срочно смотреть.

Текст: Александр Чепалов

Так же на KharkovInform: