Большой театр: обе красавицы благополучно проснулись…


Дата публикации: 30 ноября 2011

Первые две премьеры на основной сцене Большого театра — оперу М. Глинки «Руслан и Людмила» и балет П. Чайковского «Спящая красавица» — объединяет то, что по сказочным сюжетам их героини засыпают. В балете все оказалось предсказуемым — Аврора проснулась от поцелуя принца. В опере поцелуй не спас, и режиссер Дмитрий Черняков распорядился сделать Людмиле инъекцию с помощью одноразового шприца…

Ох уж этот Черняков! По предыдущим его постановкам было ясно, что этот провокационный постановщик что-нибудь да придумает со святыней русского музыкального искусства. Поначалу казалось, что на свадебном пиру никаких сюрпризов не будет. Но вскоре в горнице великого князя Светозара появляется… телеоператор и становится ясно, что свадьба костюмированная, а устроило ее, видимо, одно из новоявленных event-агентств. По сценарию же должны «похитить» невесту, разумеется, в шутку. Однако Людмила пропадает всерьез и надолго…

Несмотря на то, что премьерные спектакли сопровождались громкими скандалами (возможно, заказными), спектакль получился логически выстроенным и совсем не вульгарным, как это пытались представить некоторые зрители. Музыкальная сторона «Руслана и Людмилы» в целом заслуживает самых высоких похвал. Талантливый дирижер Владимир Юровский, воплотивший эту партитуру, — глава лондонского оркестра, Глайндборнского фестиваля в Великобритании, а теперь еще и художественный руководитель ГАСО им. Е. Светланова. Альбина Шагимуратова и Елена Заремба, басы из Петербурга Михаил Петренко и Владимир Огновенко, литовец Алмас Швилпа, болгарка Александрина Пендачанска, американец Чарльз Уоркман давно заняли свою нишу в европейском и мировом оперном исполнительстве. Особой похвалы заслуживает Ратмир — контртенор из Одессы Юрий Миненко, сменивший традиционное в постановках этой оперы женское контральто.

Как можно понять из перечня исполнителей, в Большом театре по-прежнему делают ставку на зарубежных певцов и решающую роль играют актерские, а затем уже вокальные данные. Поэтому новый «Руслан» воспринимается не как парад голосов, а завершенная драматическая работа. Кому-то она может и не понравиться. В том числе знаменитой певице Елене Образцовой, которая отказалась от участия в спектакле. И как в воду глядела. Ее дублерша Елена Заремба на премьере сломала руку. Но довела спектакль до конца и мужественно «выручала» остальные премьерные показы, которые обнаружили антагонизм вкусов и эстетических пристрастий…

Если история постановок «Руслана и Людмилы» в Большом насчитывает 165 лет (девять постановок, более семисот представлений), то «Спящая красвица» П. Чайковского гораздо «моложе». Ее премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре (в Большом девятью годами позднее). В 1963 году Юрий Григорович поставил свою версию балета по хореографии Мариуса Петипа. И вот новая редакция мастера с молодыми исполнителями: примой Большого Светланой Захаровой (Аврора), Дэвидом Холбергом (Принц, приглашенный из США), Марией Аллаш (Фея Сирени), Алексеем Лопаревичем (Фея Карабос). Художественное оформление (которое Григорович почти всегда создавал в содружестве с Симоном Вирсаладзе) гораздо меньше соответствует духу балетной феерии, которой является старая добрая «Спящая красавица».

Желание вернуть сказку в эпоху короля Людовика XIV обернулось уходом от ажурной вязи хореографии Петипа, но в целом танцевальные партии получились удачнее традиционной балетной пантомимы. Возможно, потому и не сложилась сказочная атмосфера спектакля.

Новаций никто не ожидал. Знаменитый шведский хореограф Матс Эк сочинил свою «Спящую красавицу» как историю девушки-подростка, которая не укололась веретеном, а «села на иглу». Но для позолоченного зала Большого театра после «Руслана и Людмилы» это было бы уже чересчур.

Текст: Александр Чепалов

Так же на KharkovInform: