Александр Калягин: цитаты судьбы


Дата публикации: 27 апреля 2012

Александр Александрович Калягин родился 25 мая 1942 года в эвакуации. Его родной город — Москва. Здесь он жил с мамой в коммунальной квартире, в комнате площадью 11 квадратных метров. Однако и в этой тесноте нашлось место для маленького театра с кулисами, декорациями и прочими театральными атрибутами, где он «ставил» свои первые спектакли. Сейчас на Тургеневской площади стоит специально выстроенное для его театра «Et Cetera» здание, похожее на тот театральный замок, о котором он мечтал
в детстве.

В детстве Калягин («Аличек», как его тогда называли) написал Аркадию Райкину. В письме просматривалось восхищение и зависть к его таланту. А тот ему ответил: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». Несмотря на тривиальность этой истины, она оказалась решающей в судьбе Калягина. Правда, Райкин не сказал мальчику о том, что власть предержащие часто помогают любимым талантам. И от этого многое в их жизни меняется. Это узнал позже
Калягин сам.

Актерские искания Калягина начинались в 1965 году с театра на Таганке. Юрий Любимов принял туда многих выпускников щукинского училища. Но не все там приживались. Калягин перешел в театр им. М. Ермоловой, тогда знаменитый лишь тем, что находился на туристской тропе к Красной площади. В 1968 году, когда он успешно сыграл в моноспектакле «Записки сумасшедшего» по Гоголю, московский зритель пошел «на Калягина», как ходил в то же время и «на Любимова». Далее милейший Олег Ефремов
повел актера за собой — сначала в «Современник», а потом во МХАТ.

Эксцентричный персонаж по имени Тетушка Чарлея в телевизионном фильме 1975 года «Здравствуйте, я ваша тетя!» сделал Калягина знаменитым и всенародно любимым артистом. Вспоминался при этом еще один кумир детских лет Калягина Чарли Чаплин, который так и остался для него образцом лицедейства, сценической и экранной раскованности. Но Никита Михалков, в те же годы снявший Калягина в нескольких фильмах, в особенности «Неоконченной пьесе для механического пианино», увидел в нем чеховского персонажа — тонкого и ранимого интеллигента, который задыхается от пошлости и грубой прозы жизни. И это тоже было открытием в универсальном даровании Калягина.

В предперестроечные годы много говорили о том, что Ленин был предан своим окружением, и что путь страны мог бы оказаться иным. В пьесе «Так победим!» М. Шатрова, верного трубадура ленинской темы, Калягин без грима сыграл Ленина, проживающего предсмертные часы своей жизни в воспоминаниях о совершенных ошибках. После этого на артиста буквально посыпались звания, награды и прочие милости власти. Но то был внешний повод, без которого Калягин заслуживал, быть может, и большего.

20 лет назад Калягин создал свой театр «Еt Сetera», актерский костяк которого составили студенты его мастерской из Школы-студии МХАТ. Нередко ставит спектакли сам, чаще приглашает именитых режиссеров, которые создают вокруг его персонажей ореол неповторимости. И действительно, ярче всех в этих спектаклях виден большой русский актер Калягин. Хорошее название он придумал своему театру. Какой бы юбилей ни отмечал театр или его руководитель, всегда после него можно написать «и так далее».

Текст: Александр Чепалов

Так же на KharkovInform: