Эдуард Яшин: Охраняется государством III, живопись


Дата публикации: 29 Июнь 2011
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

выставка продлена до 29 июня, Харьковская Городская Художественная Галерея

История появления выставки началась три года назад, когда харьковский художник, постоянный автор галереи, Эдуард Яшин возобновил сотрудничество с московскими галереями, теперь – он уже свой для арт-жизни Москвы («Арт-Манеж»,«Арт-Москва», 2008, 2009, 2010; ежегодные выставки в «Восточной» галерее). И это не прошло бесследно – стиль автора становится другим, и все более близким к contemporary арт. «Охраняется государством» открылась в Москве, потом, обновленная, в галерее VOVATANYA (Харьков), теперь, дополненная новыми работами, открывается в муниципалке.

Серия работ Едуарда Яшина объединена не просто сюжетом, а общей пространственно-пластической драматургией. Пышные дворцы середины и конца XIXв. в Алупке, Массандре, Лидии, лишенные августейших хозяев, становятся для автора своего рода призмой, сквозь которую рассматривается не только прошлое, но и настоящее.
Кажется, перед нами – мираж, архитектурная ведута. Стены, арки, порталы, мёртвые фонтаны, забытые всеми львы, бесконечные ступени – фрагменты эклектичной архитектуры, поданы чуть ли не как утраченная классика. Извечная тема тоски по большому стилю находит здесь выражение в том, что «классический» идеал подвергается трансформации за счет удаленности его от современности.

Выступая как интерпретатор уже совершившейся, «готовой» красоты, Яшин предлагает своего рода пейзажную элегию в виде пустынных кулис с забытыми скульптурными декорациями давно отшумевшего праздника. Некогда полный красок и звуков, этот мир теперь – прозрачен, подёрнут тишиной безвременья.

Однако театральный характер этой архитектурной фантазии не лишен печальной иронии. И лисировочная манера письма, и монохромная гамма хроникера, стремящегося оставаться беспристрастным, временами будоражатся то экспрессивным и тревожным мазком, то охристым пигментом; временами пробуждаются и обитатели знаменитой «львиной террасы» Воронцовского дворца – каменные львы, свидетели былого, являя образ скорби, угрозы или безучастности…

Ирония заключается еще и в том, что меланхолическое очарование «осени» ушедшей культуры построении на лишении этой прошлой красоты связи с тем историческим периодом, когда она была полна жизненной мощи и величия.

Так что проект Эдуарда Яшина не про ностальгию по невозвратному, как мы вначале подумали, а про актуальное прочтение сюжета под названием романтический историзм.

Харьковская Городская Художественная Галерея
ул. Чернышевского, 15
Тел. 7061620
email galery@ukrsat.kharkov.ua

Так же на KharkovInform: