Закрытие Авиньонского театрального фестиваля


Дата публикации: 28 июля 2012

28 июля состоится закрытие главного европейского театрального фестиваля в Авиньоне. Авиньонский фестиваль в мире театра – то же, что Каннский фестиваль в кинематографе.

Идея фестиваля театральных искусств возникла у поэта Рене Шара и создателя Национального народного театра Жана Вилара в далеком 1947 году. Многие великие французские актеры театра и кино ХХ века были отмечены именно в Авиньоне, как, например, Мишель Буке, Сильвия Монфор, Жанна Моро, Филипп Нуаре и Жерар Филипп. Особенностью форума является то, что на нем не присуждаются ни премии, ни звания.

Шестьдесят шестой театральный фестиваль в Авиньоне, который завершается в субботу, собрал в своей программе документальные опыты, философские спектакли, перформансы и на три недели превратил маленький средневековый город в Провансе в театральную столицу мира.

Арт-директором, сформировавшим программу нынешнего смотра, стал режиссер Саймон Макберни — основатель знаменитого театра «Комплисите». Основная программа, представленная такими громкими в театральном мире именами, как Ромео Кастеллуччи, Томас Остермайер, Кристоф Марталер, Жозеф Надж, Кэтти Митчелл, состояла из 37 спектаклей, плюс еще около десяти в дополнительных проектах.

На самой известной площадке Авиньона во дворе Папского дворца в этом году показали три спекталя, в частности тот, которым открылся фестиваль — «Мастера и Маргариту» Саймона Макберни. Английский режиссер, упростив социально-политические реалии романа, сосредоточился на проблеме дуализма добра и зла и на параллелях между библейской историей и судьбой Мастера.

Особой темой Авиньона-2012 стал вопрос о документальном театре — так или иначе, в предпремьерных интервью этого вопроса касались многие режиссеры, в программе фестиваля отвели даже специальное время для дискуссии.

В этом отношении интересен спектакль ливанских режиссеров «33 оборота и несколько секунд». Лина Сане и Раби Мруе обошлись без актеров, своего погибшего героя — правозащитника-самоубийцу из Бейрута — они создают с помощью видеопроекции и «осиротевшей» техники: на сцене пищит факс, крутится пластинка в проигрывателе, работает автоответчик, телевизор. На большом экране — страничка героя в соцсети Facebook: на ней появляются осторожные вопросы, потом соболезнования, потом яростные дискуссии: геройство это или глупость, как теперь быть ливанской оппозиции, что будет с «арабской весной». Парадоксальным образом событием становится не присутствие, а отсутствие героя.

Из удач Авиньона стоит еще назвать спектакль Кэти Митчелл “Кольца Сатурна” — экзистенциальный трип умирающего человека по мотивам романа немецкого писателя Винфрида Зебальда. По стилистике темноватый медитативный спектакль, в котором главное — гармония картинки и звука, близок эстетики фильмов Тарковского.

Триумфом закончились показы спектакля Томаса Остермайера — постоянного Авиньонского гостя: в оперном театре он представил “Врага народа” по пьесе своего любимого автора Генрика Ибсена.

Так же на KharkovInform: