В театре Пушкина ставят «Кукольный дом» Ибсена


Дата публикации: 10 июня 2017

Театр Пушкина продолжает эксперименты с классикой. 30 июня на главной сцене театра состоится премьера драмы «Кукольный дом» по самой известной пьесе Генрика Ибсена. Когда её поставили впервые в 1879 году в Копенгагене, публика была шокирована бесцеремонностью автора — он поставил под сомнение роли мужа и жены, задался вопросом о свободе человека распоряжаться своей судьбой. Спустя 138 лет эти темы по-прежнему нуждаются в аргументах, особенно в Украине, уверена постановщик Ольга Турутя-Прасолова.

Спектакль о несчастной, затравленной женщине, которой хочется только сочувствовать — это не то, что хочет увидеть режиссёр. Ольга Турутя-Прасолова уверена, что каждый человек в ответе за то, что с ним происходит:

«Представьте молодоженов — муж приходит домой, жена подаёт ему тапочки. Он говорит: «Зачем мне тапочки?». На другой день ситуация повторяется, муж говорит: «О, спасибо за тапочки, так приятно». На третий день он спрашивает с порога: «А где мои тапочки?». Кто виноват в этом — он или она? Мы сами формируем своё пространство, сами за него в ответе, и я хочу чтобы эта мысль отчетливо звучала в спектакле», — объясняет режиссёр своё видение «Кукольного дома».

В Харькове эту пьесу Ибсена ещё не ставили, хотя в апреле в ХНАТОБ им. Н.В. Лысенко состоялась премьера другого произведения знаменитого норвежца — «Пер Гюнт». То ли дух Ибсена витает в харьковском воздухе, то ли тема освобождения женщины, актуальная для Северной Европы в XIX веке, стала важной для Украины.

«У меня нет папки с пьесами. Идеи спектаклей возникают в виде темы из жизни, из каких-то событий. Например, тема равенства актуальна для Европы уже больше века, но в Украине оказалась в фокусе только сейчас. Наше законодательство переделывают, чтобы дать всем равные права, независимо от пола. И мне стало интересно, готово ли наше общество к равенству? Почему есть принципы, которые мы передаём из поколения в поколение, не задумываясь о том, откуда они вообще взялись, правдивы ли они? — задаётся вопросом постановщик. — Например, если женщина трудолюбива, вкусно готовит, она высоко ценится на «рынке невест», комфортна для близких. А если не умеет готовить, то что — уже не невеста?».

На эту тему есть много современных пьес, но новой драматургии Ольге Турутя-Прасоловой недостаточно — слишком она прямолинейна, слишком интерактивна. Классика глубже, интереснее. Эта любовь молодого режиссёра к проверенным временем произведениям — именно то, что нужно Театру Пушкина.

«После «Чайки» мы поняли, что на верном пути, — вспоминает директор театра Сергей Бычко прошлую премьеру Турутя-Прасоловой. — Мы любим и ценим нашу постоянную аудиторию. При этом ищем новую, сохраняя баланс и репутацию театра. «Чайка», первый спектакль Оли в нашем

театре, идёт в «Портале на Гоголя, 8», нашей малой сцене. Это место объединило самых разных зрителей — и тех, кто не пропускает ни одной нашей премьеры, и тех, кто никогда не был у нас в театре. У нас в первом ряду сегодня могут сидеть и люди в костюмах и подростки в «конверсах». Теперь мы хотим доверить Оле большую сцену».

В новом спектакле объединились разные составы актёров, и посмотреть на их совместную работу будет интересно и тем, кто давно и хорошо знает Театр Пушкина, и тем, кто только начинает ходить на его спектакли. Например, Крогстада в «Кукольном доме» играют любимые харьковскими театралами артист Олег Власов и народный артист Украины Юрий Головин. А Нору — Ольга Солонецкая и Мария Бораковская. У спектакля два состава, но ни один — не основной. На репетициях постоянно идёт ротация, поэтому каждый актёр или актриса могут играть с разными партнёрами. Так достигается ощущение, что это — один спектакль, вне зависимости от того, кто на сцене.

«Например, адвокат Хельмер — его играют Сергей Листунов и Владимир Частников, — объясняет режиссёр. — У Владимира адвокат выходит манерным, тошнотворным, как депутат, обещающий построить детские площадки. А Листунов через улыбку проявляет невероятную жёсткость, что тоже хорошо, но по-другому. У обоих получается классно, и мне очень хочется объединить этих двух Хельмеров в одном».

Как и в других своих постановках, Ольга Турутя-Прасолова при всём уважении к автору, безжалостна с текстом. Не добавляя ничего от себя, она убирает лишнее, придерживаясь принципа «Действие — первично, текст — вторичен». «Кукольный дом» лишился разговоров о религии, а также служанок, нянек, посыльных и детей. На сцене — пять персонажей, на камине — две куклы, а межкомнатные стены заменены на разметку на полу, как в «Догвилле» у Ларса фон Триера.

«Это будет самый странный мой спектакль, несвойственный мне, — считает постановщик. — Но я всё так же хочу, чтобы людям было, о чём поговорить после того, как опустится занавес. И постоянной аудитории Театра Пушкина, и новым зрителям. Здесь нам нужно добиться того, чтобы спектакль не свёлся, как обычно, к сочувствию бедной Норе. Мне нравятся сложные задачи».

Премьера спектакля «Кукольный дом» состоится 30 июня в 19:00 на главной сцене Театра им. Пушкина (ул. Чернышевского, 11)

Информация о спектакле:

Постановка, сценография, костюмы — Ольга Турутя-Прасолова

Музыкальное оформление — Светлана Луполчук

Действующие лица и исполнители:

Адвокат Хельмер — Сергей Листунов, Владимир Частников

Нора — Мария Бораковская, Ольга Солонецкая

Доктор Ранк — Федор Бахмутченко, Богдан Белецкий

Фру Линне — Наталья Иванская, Инна Одноралец

Частный поверенный Крогстад — Олег Власов, нар. арт. Украины Юрий Головин

Куклы — Екатерина Белая, Олег Маковейчук

Так же на KharkovInform: