В память о выдающемся дирижере Курте Зандерлинге


Дата публикации: 16 марта 2012

Харьковская областная филармония готовит цикл концертов, посвященный выдающемуся немецкому музыканту, дирижеру Курту Зандерлингу, ушедшему из жизни 17 сентября 2011 года. В филармонии уверены, что такая потеря в музыкальном мире не может обойти стороной Харьков.

«Известие о смерти Курта Зандерлинга заставила нас всех вспомнить, какой вклад в развитие оркестра Харьковской филармонии сделал этот человек, ведь он работал здесь в самое тяжелое для нашей страны и города время, в период 2-й мировой войны. С 1939 по 1942 господин Зандерлинг был главным дирижером Харьковской филармонии. И уже после Харькова его, 29-летнего парня, пригласили дирижировать оркестром Ленинградской филармонии», — сказал директор-главный дирижер Харьковской областной филармонии Юрий Янко.

Именно в Харькове Курт Зандерлинг отточил свое дирижерское мастерство, раскрылась его манера, лиричность и музыкальная чуткость. Здесь маэстро Зандерлингом впервые были исполнены многие великие произведения композиторов-современников музыканта, в частности знаменитая Шестая симфония Шостаковича.

Он познакомился с произведениями Шостаковича в самом начале своей советской карьеры, играя на фортепиано в четыре руки Первую симфонию с Николаем Aноссовым, но не был лично знаком с композитором до 1943 года, их знакомство перешло в прочную дружбу, которая распространилась на сына Зандерлинга Томаса (Шостакович доверил младшему Зандерлингу дирижировать его поздние произведения). Курт Зандерлинг был выбран, чтобы "реабилитировать" опального артиста на концерте спустя год после обвинений в «формализме в музыке» в 1947 году.

Каким бы оркестром не управлял знаменитый дирижер, он неизменно привносил в произведение лирику и драматизм. Невозможно не упомянуть тот факт, что маэстро был хорошо знаком с симфоническим репертуаром и мог дирижировать наизусть, не заглядывая в партитуру, что импонировало его слушателям и музыкальным критикам. Также дирижер очень тонко чувствовал специфику игры солистов с оркестром.

Он был любим публикой, обласкан критиками и дружил с выдающимися музыкантами, такими как композитор Дмитрий Шостакович, пианисты Эмиль Гилельсом и Святослав Рихтер, скрипач Давид Ойстрах. Однако, как говорил сам Курт Зандерлинг:
«Я прекрасно понимал, что главным дирижером оркестра Ленинградской филармонии мне, по политическим соображениям, становиться неразумно. Ведь в то время в СССР любой иностранец, да к тому же еще и еврей, считался потенциальным шпионом». Выехать в из СССР он также не мог, не смотря на частые приглашения вернуться в Восточную Германию.

Выезд дирижера стал возможен только после встречи лидеров ГДР и СССР Вальтера Ульбрихта и Никиты Хрущева. Именно состоявшаяся в 1960-м встреча и решила дальнейшую судьбу известного музыканта. Он возглавил Берлинский симфонический оркестр, которым руководил до 1977 г.

Произведения Брамса, Малера, Шостаковича, Шуберта, Сибелиуса и Моцарта исполняемые под управлением Курта Зандерлинга становилось проникновенным и чувственным. Зандерлинга приглашали дирижировать Лос-Анджелесским и Нью-Йоркским филармоническими оркестрами, Бостонским и Чикагским симфоническими оркестрами, Кливлендским оркестром. Еще до падения Берлинской стены его дирижерской палочке не раз с благоговением внимали музыканты Berliner Philharmoniker. В 1995-м Лондонский филармонический оркестр провозгласил Зандерлинга своим почетным дирижером.

Несмотря на преклонный возраст музыкант не собирался останавливаться и в 1990-х продолжал свою дирижерскую деятельность. Свое последнее выступление маэстро посвятил своему 90-летнему юбилею. Огромный дирижерский опыт и воспоминания музыканта вылились в книгу мемуаров «Andere machten Geschichte, ich machte Musik» («Одни делали историю. Я делал музыку»).

Продолжателями дела маэстро стали его сыновья-дирижеры Томас и Штефан. Младший сын знаменитого дирижера, Михаэль, вначале своего творческого пути поначалу избрал виолончель, но потом все же пошел по стопам отца и 16 сентября в Кёльнской опере состоялась премьера новой постановки оперы Прокофьева «Война и мир». Критики и меломаны с удовольствием отметили безупречную работу дирижера Михаэля Зандерлинга, которого во время работы над оперой консультировал его отец и выдающийся дирижер Курт Зандерлинг.

«Уход маэстро Зандерлинга — это большая потеря для музыкального искусства. Он был замечательным музыкантом и одним из величайших дирижеров современности. Мы гордимся, что он работал в Харьковской филармонии и чтим его память», — рассказал директор-главный дирижер ХОФ Юрий Янко.

Так же на KharkovInform: