В Харькове покажут «Нежность»


Дата публикации: 3 марта 2017

Сегодня, 3 марта (начало в 19.00), в художественной галерее им. Генриха Семирадского состоится открытие выставки живописи Виктории Телетьен и Виолетты Терлыги «Нежность».

Юрий Лотман, семиотик весьма выразительной внешности, писал: «Портрет вполне под-тверждает общую истину: чем понятней, тем непонятней». В контексте выставки «Нежность» Виктории Телеть-ен и Виолетты Терлыги это замечание становится проверкой обратного: дает ли усложненный образ большее понимание человека?

Строго разведенная по двум залам галереи, мужскому (В. Терлыга) и женскому (В. Телетьен), «Неж-ность» собрана из портретов близких знакомых, и почти все они – одиночные. Если портрет – выра-жение индивидуальности, то здесь больше поиска, наполненного деталями, чем прямых высказыва-ний. Если портрет – выражение идеалов какого-то социального слоя, то этот слой – арт-тусовка: реальные художники и художницы, от перформеров до музыканта.

Мужские портреты полны начатых и готовящихся диалогов: с куклой, которая заглядывает в окно (отсылка к «Портрету Стефи Леви» Рене Магритта, 1961), стаей дельфинов, которую отслежи-вают силовые стрелочки Френсиса Бекона, с покосившей тело головной болью, и в парах – раз-деленных расстоянием скайп-включения или под общим розовым покрывалом.

Женские портреты – сновидческие, построенные на внутреннем и фантастическом, как «девуш-ка, влекомая загадочным и необъяснимым» в комиксе «Мара: Ночные встречи» (на выставке пред-ставлена работа, ставшая его обложкой). Здесь животные выступают парами для человеческих характеров и настроений, спина одной фигуры, усеянная крылышками стрекоз, оказывается выгод-ным ракурсом для портрета, а лицо другой теряется в сигаретном тумане.

И хотя первые скорее говорят, а вторые – скорее погружены вовнутрь картины, между работами Терлыги и Телетьен усматриваются связи: в пророщенной луковице и увядшем в несезон растении в красном горшке; в объятиях с синим копытным и в задумчивой позе с куклой в руках; в потекшем лице едока дыни и в вязкой грязи болот, сползающей с жабы на лицо с чертами из Ботичелли.

Метафорой всего проекта может быть образ из одноименной работы «Нежность» – неоднознач-ный, схваченный в своей тестоподобной мягкости. Человек, уходящий за край холста выше шеи, держит в руках то, что может стать его лицом. Это тоже – портрет. Как и все остальные – со сноской на мимолетность.

Так же на KharkovInform: