В Авиньоне начал работать самый статусный театральный фестиваль Европы


Дата публикации: 8 Июль 2016
84cfb7b56cc6ec8718ccc62b657c4dd6

Во французском Провансе — в городе Авиньон — открылся один из старейших европейских театральных фестивалей. В этом году он особенный, 70-й. Однако как юбилейный и с помпой не позиционируется — честно и весело он трудится с утра до ночи, пытаясь раздвинуть новые горизонты современного театра.

 

Начинавшийся в 1947 году как скромное театральное мероприятие вокруг одной выставки, Авиньонский фестиваль за свою 70-летнюю историю пережил разное. Взлеты и полеты, но без особых падений, социальные потрясения конца 60-х, когда основателю фестиваля Жану Вилару стало плохо с сердцем. Забастовку интермитантов, которые сорвали фестиваль 2003 года, и прочее и прочее. Но, несмотря на политические и социальные перемены, здесь всегда велся поиск — новых имен, эстетики, форматов фестиваля. И несмотря ни на что, все эти годы Авиньон звучит как синоним театра, как Канн — синоним кинематографический.

 

Нынешний его интендант Оливье Пи, занимающий это кресло уже третий год, постарался в программе 70-го форума максимально совместить нынешних звезд театрального небосклона с возможными будущими, имена которых сегодня пока не особенно известны.

 

В знаменитом Папском дворце на открытии фестиваля выступит Комеди Франсез, с труппой которого голландец Иво ван Хове поставил «Проклятых» по «Гибели богов» Лукино Висконти. Поляк Кристиан Люпа приедет с инсценировкой романа Томаса Бернхарда «Площади героев», сделанную им в Национальном драматическом театре Литвы. Испанка Анжелика Лидделл вернется в Авиньон с новым спектаклем «Qué haré yo con esta espada?», а режиссер Жан Беллорини, о котором пишут как о будущей звезде, предъявит «Братьев Карамазовых» — герои Достоевского освоят карьер Бульбон, где когда-то великий Питер Брук играл свою «Махабхарату».

 

Вообще, в Авиньоне играют везде — в театрах, театриках, соборах, школах, музеях… Около 20 зданий, в том числе памятники архитектуры, трансформируются в сценические пространства с вместимостью от 50 до 2000 человек. В продажу поступает от 120 до 140 тысяч билетов, причем 20–30 тысяч человек посещают мероприятия и акции фестиваля бесплатно. Бюджет серьезный — в прошлом году он составил 13,3 миллиона евро.

 

Естественно, большие программы подготовлены театральными и цирковыми спутниками Авиньона — Вильнев и Иль де Пье, Иль де Барталас. Последние известны публике как центры циркового эксперимента, и только здесь (во множестве шапито, в залах) можно видеть новый цирк, в котором, без преувеличения можно сказать, французы самые сильные. Про встречи со зрителями, где порой дискуссии переходят в творческие баталии, говорить не приходится — будут обязательно.

Так же на KharkovInform: