Тихий американец. В прокат вышла Голубоглазая Жасмин Вуди Аллена


Дата публикации: 14 августа 2013

“В мире есть миллионы образованных и грамотных людей, которые жаждут более утонченных развлечений, чем автомобильные катастрофы и туалетный юмор на экране”, — уверен мастер.

В прокат вышла Голубоглазая Жасмин — 44-й по счету фильм культового Вуди Аллена, знаменитого своим ироничным кино и редкой для американского режиссера способностью собирать огромные кассы при скромных бюджетах, — пишет Оксана Мамченкова в № 31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года.

Когда прошлой весной американский режиссер Вуди Аллен позвонил актрисе Кейт Бланшетт и позвал ее в свою новую картину, он вряд ли подозревал, что тем самым исполнил едва ли не самую заветную ее мечту. Бланшетт, сыгравшая у множества знаменитых режиссеров современности, уже не первый год рассчитывала получить роль в фильме человека, которого называют отцом интеллектуальной кинокомедии.

Актриса тут же сказала да, и в середине июля в американский прокат вышла трагикомедия Голубоглазая Жасмин (Blue Jasmine), где австралийка исполнила главную роль — по общему мнению критиков, одну из лучших в своей яркой карьере.

44-я по счету лента четырехкратного обладателя премии Оскар Аллена, способного подшучивать над всеми видами человеческих страстей, оказалась главным событием кинолета в США. В то время как многочисленные голливудские экшены с раздутыми бюджетами и предсказуемыми сюжетами проваливаются в прокате один громче другого, скромная по затратам лента Аллена имеет все шансы обернуться серьезным финансовым успехом.

Голубоглазая Жасмин, как и большинство предыдущих фильмов одного из самых опытных американских кинорежиссеров, сперва появилась в ограниченном прокате. Ее первые итоги стали сенсацией. Картина о лишившейся мужа и денег жительнице фешенебельного нью-йоркского Манхэттена, вынужденной переехать к небогатой сестре в Сан-Франциско, собрала $ 600 тыс. всего в шести кинотеатрах. То есть по $ 100 тыс. в каждом. Для сравнения: сборы фантастического боевика Росомаха: Бессмертный, стартовавшего в те же выходные и ставшего лидером проката, при общей кассе $ 53 млн составили в среднем по $ 13,5 тыс. с кинотеатра.

На сегодняшний день зрители уже выложили за билеты на новинку от Аллена более $ 3 млн. Продюсеры убеждены: с такими стартовыми показателями картина рискует стать самой успешной в фильмографии режиссера, а также обогнать предыдущего рекордсмена. В 2011-м его романтическая комедия Полночь в Париже заработала $ 157 млн.

Энтузиазма полны не только зрители и дистрибьюторы, но и критики. По данным американского сайта Rotten Tomatoes, который отслеживает все отзывы на киноновинки, 87 % рецензентов восторженно высказались о новой работе классика. Эксперты приветствуют победоносное возвращение Аллена, снявшего семь предыдущих картин в Европе, к американскому материалу, а Бланшетт единодушно пророчат Оскар.

Впрочем, Аллен не позволяет себе почивать на лаврах. В отличие от большинства режиссеров, связанных голливудскими контрактами, этот свободолюбивый американец практически не участвует в промотурах своих лент и сторонится прессы. Вместо этого он без проволочек погружается в очередной проект. В поисках локаций для съемок нового фильма самый ироничный режиссер Америки уже отправился во Францию.

Биографы 77-летнего Аллена, прославившегося еще в 1970-х благодаря комедийным мелодрамам о нервозных жителях Нью-Йорка вроде Энни Холл и Манхэттен, безо всяких сомнений называют его историю уникальной для кинематографа. Он единственный режиссер, которому удалось добиться полного невмешательства в творческий процесс со стороны продюсеров. При этом его картины никогда не обходились в производстве дороже $ 30 млн. И Аллен из года в год выпускал по фильму, приглашая на съемки лучших актеров с обоих берегов Атлантики.

Обладатель трех премий Золотой глобус американец Алек Болдуин, снявшийся в нескольких фильмах Аллена, с восхищением характеризует особое положение режиссера в Голливуде: “Этот человек будто живет на острове со своими собственными правилами кинопроизводства”.

Знаки судьбы

Бланшетт вслед за многими работавшими с Алленом актерами с восторгом признает: о такой расслабленной атмосфере, какая царила на съемочной площадке Голубоглазой Жасмин, забыть будет трудно.

Этот фильм, как и все остальные свои работы, Аллен снял быстро — всего за семь недель. Младшая сестра режиссера, Летти Аронсон, в течение последних 12 лет продюсирующая его фильмы, с уверенностью отмечает: брат воспитан работой на телевидении с его жесткими дедлайнами, поэтому невероятно работоспособен, всегда строго следует графику и никогда не выходит за рамки обозначенного бюджета.

Стоимость производства новой ленты ветерана американского кино пока не разглашается, но спартанские условия, в которых приходится работать современному независимому режиссеру, давно приучили его довольствоваться малым.

Так, самая кассовая на сегодняшний день его картина, Полночь в Париже, стоила всего в $ 18 млн. А Матч-пойнт (2005), первая европейская лента ньюйоркца Аллена, хоть и снималась в недешевом Лондоне, обошлась в те же скромные $ 18 млн, собрав в прокате $ 102 млн.

О профессиональной деятельности режиссера бытует немало мифов. К примеру, принято считать, что у него есть специальный шкаф, доверху забитый готовыми сценариями. Режиссер отнекивается: у него, мол, не шкаф, а небольшой ящик с набросками.

Как бы там ни было, история появления фильма Матч-пойнт с сексуальной блондинкой Скарлетт Йохансонн в одной из главных ролей вообще знаковая для карьеры Аллена. Перед началом съемок, когда у него уже был готов сценарий и даже имелись виды на исполнителей ролей, американские инвесторы никак не шли на сделку. Как раз тогда работой с режиссером заинтересовался британский медиагигант ВВС. Компания выдвинула лишь одно условие — съемки должны проходить в Великобритании.

Аллен тут же внес изменения в свою историю и отправился в Старый Свет. И снял фильм, который теперь называют среди самых популярных работ мастера.

Он любит шутить, что с детства мечтал стать иностранным режиссером. Ведь главные его ориентиры в профессии — швед Ингмар Бергман и итальянец Федерико Феллини. В пределах США реализовать такую мечту было, очевидно, невозможно, поэтому европейский успех теперь доставляет американцу особое удовольствие.

“Во Франции фильмы Аллена воспринимаются как самостоятельный жанр”, — описывает любовь к лентам режиссера в Европе исследовательница кино Фредерик Бриссе из Орлеанского университета. Отношение к нему подтверждают сборы: в отличие от большинства представителей Голливуда, которые главные суммы от проката своих лент получают в Америке, Аллену Европа всегда запросто обеспечивала кассу как минимум в десять раз большую, чем в США.

Превращение Старого Света из потребителя в заказчика фильмов американца стало логичным продолжением их отношений. И после Британии Аллен устроил своеобразное турне, отсняв по картине в Испании, Италии и Франции.

Его парижский опыт называют наиболее удачным. Романтическая комедия Полночь в Париже об ищущем вдохновения писателе, которому посчастливилось совершить путешествие во времени и получить советы от классиков вроде Эрнеста Хемингуэя, собрала рекордные для Аллена $ 157 млн. Хотя в успех этого начинания не верила даже Аронсон. По признанию продюсера, читая сценарий и натыкаясь на имена культурных героев начала ХХ века, она в ужасе думала: “Да кто вообще пойдет смотреть такое кино?”. К счастью для себя и для брата, она ошиблась.

Сюжет другой его успешной европейской ленты, Вики Кристина Барселона (2008), при бюджете $ 17 млн собравшей $ 105 млн, родился из самой атмосферы вынесенного в название города. Вначале власти Барселоны предложили деньги на съемки картины, затем к Аллену пришла будущая звезда этого его фильма, испанка Пенелопа Круз, изъявив страстное желание сняться у него. Потом с аналогичным предложением появился Хавьер Бардем, уже успевший принять участие в оскароносной драме братьев Коэн Старикам тут не место.

После этой череды предложений, от которых нельзя было отказаться, у Аллена родился замысел фильма о курортном романе. За роль в этой картине Круз получила свой первый Оскар.

Правила и причуды

Во множестве интервью, розданных за его 44-летнюю карьеру, Аллен не раз повторял, что не верит в судьбу. Мол, все удачи — лишь случайность. Отношения с богом у этого невротичного выходца из еврейской семьи тоже не из простых: молитвам режиссер всегда предпочитал сеансы у психоаналитика. Аллен признается, что его терапевтический стаж едва ли не более продолжителен, чем режиссерский путь.

Но будь то судьба или череда счастливых совпадений, его карьера всегда шла как по маслу.

Все началось в начале 1960-х, когда Аллен еще трудился над сценариями ТВ-шоу, писал рассказы для журналов, а по вечерам выходил на сцену небольшого ньюйоркского клуба и читал юмористические монологи. Все выступления талантливый комик обсуждал со своим менеджером Чарльзом Джоффом. Он-то и посоветовал подопечному попробовать себя в большом кино.

Все началось в начале 1960-х, когда Аллен еще трудился над сценариями ТВ-шоу, писал рассказы для журналов, а по вечерам выходил на сцену небольшого ньюйоркского клуба и читал юмористические монологи

Так появилась комедия Что нового, киска? (1965) — дебют Аллена в качестве киносценариста и актера. Получившаяся в результате картина показалась проходной и критикам, и зрителям. Аллен остался недоволен настолько, что зарекся когда-либо отдавать свои сценарии в чужие руки.

За этим опытом последовала череда удач. Переквалифицировавшийся в продюсеры Джофф подписал контракт с небольшой студией, выделившей на картину начинающего режиссера $ 1,5 млн. И в 1969-м вышла его первая бандитская комедия — Хватай деньги и беги, с легкостью удвоившая в прокате затраченные на нее средства.

Джофф продюсировал все картины Аллена вплоть до своей смерти в 2008-м. И правила сотрудничества с инвесторами оставались неизменными: продюсер не посвящал их в детали сценария и показывал лишь финальный продукт. Зато бюджеты всегда были скромны, а режиссер никогда не выбивался из графика. И всегда игнорировал церемонию вручения премий Американской киноакадемии.

Аллен почти 20 раз номинировался на Оскар и четырежды становился обладателем золотой статуэтки. И всякий раз награды за него получали продюсеры, не скрывая при этом, что посещению статусного мероприятия режиссер предпочитает выступления вместе с джаз-бэндом в одном из клубов Манхэттена. Аллен многие годы увлекается игрой на кларнете, и, по его мнению, только заграничные съемки могут стать причиной для отмены регулярного понедельничного концерта.

Этого жителя Нью-Йорка хватает не только на кино. Он пишет книги, работает над мюзиклами и участвует в гастролях своей джазгруппы, привнося во все начинания узнаваемые нотки иронии и невроза. И никогда не забывает о личной жизни.

Обаяния не слишком привлекательного американца хватило ровно настолько, чтобы пять раз побывать в браке. Нынешняя спутница 77-летнего Аллена, Сун И Превин, когда-то была его падчерицей, а последние 16 лет является законной супругой. Вместе с ней Аллен воспитывает двух удочеренных девочек. От брака с одной из предыдущих жен, актрисой Мией Фэрроу, у режиссера есть сын, который успешно строит карьеру на государственной службе.

Какой странной ни казалась бы личная жизнь режиссера, его профессиональная судьба не вызывает вопросов ни у кого. Эксперты убеждены в том, что успешный пример Аллена оставляет всем независимым режиссерам надежду на возможность реализации, в том числе за пределами США. Пока студии-мэйджоры, не снижая скорости, выпускают бездумное и зрелищное кино, Европа делает ставку на интеллект. Сам Аллен после кратковременного воссоединения с отечественными инвесторами вновь едет во Францию, где снимет следующий фильм.

 

по материалам: № 31 журнала Корреспондент от 9 августа 2013 года.

 

  • Alexander Kronskiy

    Жасмин — обалденное кино. Всем советую! Был на премьере!

  • Zoryana Udina

    очень понравилась картина! через год жду новое творение вуди а пока ставлю 10 из 10!!

  • Саня

    Вкусное кино для любителей умного авторского кинематографа. Теперь это самый любимый фильм у Вуди Аллена для меня. 5+.

Так же на KharkovInform: