Спасенный шедевр Ильи Репина показывают в Киеве


Дата публикации: 15 Июль 2016

Вслед за показом 17-ти полотен старых мастеров из собрания Веронского музея в Киеве снова демонстрируют спасенный шедевр: специалисты подарили новую жизнь картине из собрания дома-музея Репина в Чугуеве. Мы побывали на открытии специальной выставки в Киевском музее русского искусства, узнав подробности о прекрасной даме и о портрете кисти Репина, с которым варварски обошлись грабители 13 лет тому.

 

«Портрет Е. В. Сапожниковой» подвергся варварскому отношению во время попытки ограбления Мемориального дома-музея И. Репина в Чугуеве. Музей русского искусства 12 июля представил публике отреставрированную работу и материалы по результатам научной реставрации, которая длилась почти два года.

 

Портрет Е. В. Сапожниковой, написанный в 1880 году, из семейной коллекции был передан в Третьяковскую галерею в 1936 году. Через тридцать лет работа поступила в только что основанный Мемориальный музей И. Е. Репина в Чугуеве. В этом доме художник с семьей жил в 1876—1877 годы, когда после окончания Академии искусств и стажировки за границей, художник приехал в город своего детства. Здесь родился его сын Юрий.

 

В январе 2003 года грабители пытались украсть из музея две работы Репина — портреты Веревкиной и Сапожниковой. Благодаря сигнализации и оперативной работе правоохранительных сотрудников кражу удалось предотвратить и задержать одного из грабителей. Однако портрет Сапожниковой был очень сильно поврежден — грабители его вырезали из рамы и грубо скомкали.

 

Как отмечают реставраторы, самым сложным и трудоемким процессом было обновление целостности основы — тонкого льняного холста. Сломы и разрывы ниток холста были похожи на паутину и покрывали 70% поверхности работы, а общая длина сломов и разрывов составляла 9 метров! При этом сложность заключалась и в том, что холст со временем утратил свою эластичность и крошился. Каждый сантиметр разрывов склеивали специальным клеем встык, контролируя соответствие склеенных ниток. Участки, где нитки аутентичной основы были утрачены, заполнялись льняной «ватой» до уровня толщины основы.

Так же на KharkovInform: