Личное и космическое в музыке Александра Князева


Дата публикации: 30 Октябрь 2012
images (20)

2 и 3 ноября в Доме органной и камерной музыки и в Концертном зале филармонии выступит талантливейший органист и один из самых прославленных виолончелистов современности – Александр Князев.

Уникальность музыканта в том, что он  одинаково хорошо играет и на виолончели и на органе. Он играет на легендарном инструменте работы ученика Страдивари Карло Бергонци (1683 – 1747). Звучанием и тембром виолончели восхищались гениальные музыканты.  На ней играл  Григорий Пятигорский (1903 – 1976), а после него много лет виолончель принадлежала известному русскому виолончелисту Святославу Кнушевицкому (1907 – 1963).  После смерти Кнушевицкого у виолончели 24 года не было постоянного хозяина. Однако, как признается Александр Князев, едва взяв её в руки, музыкант понял – это инструмент, о котором он мечтал всю жизнь.

Однако, неожиданно для всех, в далеком 1987 году Александр Князев увлекся органом и на этом поприще продолжил завоевывать музыкальный мир. Он играл на многих знаменитых органах России и выступал на сценах Германии и Франции. Свое пристрастие музыкант объясняет так: «Виолончель — инструмент субъективный, личный, орган — объективен, космичен. Виолончель говорит человеческим голосом, орган — гласом Бога».

Соответственно, 2 ноября харьковские слушатели смогут насладиться органными шедеврами И.С. Баха в исполнении Александра Князева. Редакцией «18 лейпцигских хоралов», которые прозвучат в концерте, И.С.Бах занимался перед смертью, поэтому, говорят критики, музыка сочетает в себе высокий стиль полифонического письма и глубоко философскую содержательность образного строя.

3 ноября Александр Князев предстанет в ином амплуа – как виолончелист и солист  двух сложнейших оркестровых сочинений – Виолончельного концерта А. Дворжака и Вариаций на тему рококо П.И. Чайковского. Оба произведения относятся к шедеврам романтической музыки и написаны практически с разницей в два десятка лет.

Так же на KharkovInform: